Мы сами не замечаем, насколько телевидение и различные СМИ влияют на жизнь людей. Они формируют привычки и образ жизни, которые затем полностью определяют наше поведение. Влияние может быть положительным, например, молодежные передачи о матерях-подростках помогают снизить количество нежелательных беременностей. Но кино, телевидение и интернет можно использовать и в отрицательных целях.
Ученые из Калифорнийского университета в Беркли и Университета Боккони проанализировали различные исследования о том, какое влияние оказывают разные медиа-ресурсы на экономику и общество. Результаты их анализа были опубликованы в журнале Handbook of Media Economics. Они пишут о своем исследовании в колонке на сайте VoxEU.
СМИ ради развлечения
Спрос потребителей на различные медиа связан, прежде всего, с поиском развлечений, а экономические и социальные факторы являются «побочным эффектом» просматривания СМИ. Дети смотрят телевизор, потому что это им интересно, не думая о том, как это повлияет на их образование. Взрослые также смотрят фильмы, где много насилия, или следят за событиями мыльной оперы, не предполагая, что это как-то повлияет на уровень их агрессии или на семейные ценности. Таким образом, выбор СМИ не продиктован стремлением к определенным экономическим или социальным изменениям.
По-другому оказывают влияние СМИ, освещающие политическую и финансовую сферы. Выбор СМИ, посвященных политике, чаще всего отражает стремление получить определенную информацию в этой области. То же самое касается финансовых СМИ. Если человек смотрит каналы, освящающие эту область, он заинтересован в советах о вложении денег, хотя часто ему это просто интересно.
Механизмы влияния
Несмотря на эту особенность, медиа влияют на поведение людей. Есть три основных канала влияния.
Во-первых, потребители в определенный момент выбирают, на что потратить время — на просмотр СМИ или на другие виды деятельности. Например, они решают посмотреть сериал или почитать книгу. Есть и более радикальный выбор: сходить в кино или выпить. Деятельность, которую выбрали потребители, оказывает соответствующее влияние на различные области экономики — образование, уровень насильственных преступлений и рождаемость.
Во-вторых, контент того, что мы смотрим или читаем, влияет на наше восприятие реальности. Если мы видим шоковую сцену или, наоборот, более мягкое изложение проблемы, мы начинаем смотреть на нее чуть иначе. Телевидение, кино и интернет формируют определенные образы и отношение к реальности.
Еще один механизм касается долгосрочного влияния: фильмы и сериалы показывают определенный образ жизни, который люди часто имитируют. Примером могут служить имена героев сериалов, которые дают детям. Но по-настоящему этот эффект может проявиться в долгосрочной перспективе, изменяя образ жизни людей. Самый яркий пример — это сокращение рождаемости в развивающихся странах.
Телесериалы как метод контрацепции
Ученые нашли доказательства действия третьего эффекта. Например, американская передача «Беременна в 16» повлияла на поисковые запросы в Google и принятие решения о рождении детей. Такое влияние передачи доказано в исследовании 2014 года.
«Беременна в 16» — это шоу канала MTV, которое рассказывает истории беременных девушек-подростков. Оказалось, что после этой передачи резко выросло количество запросов в Google и постов в социальных сетях, посвященных теме контрацепции. Через полтора года после показа шоу количество матерей-подростков снизилось на 5,7%.
Еще одно исследование, посвященное этому вопросу, провели в Университете Боккони. Бразильский канал Globo показывает множество различных сериалов. Оказалось, что женщины, живущие в регионах, где канал хорошо ловит, рожают в среднем меньше жительниц других регионов. Исследователи объяснили это тем, что в сериалах показывают семьи с небольшим количеством детей. Любительницы сериалов пытаются скопировать поведение и жизнь их героинь.
Кроме того, в регионах, где ловит Globo, резко выросло количество разводов.
Как блокбастеры влияют на преступность
В 2009 году Гордон Даль и Стефано делла Винья исследовали влияние показа сцен насилия на рост преступности в краткосрочной перспективе. Они проанализировали блокбастеры, содержащие сцены насилия, которые выходили с 1995 по 2004 годы, а также количество происшествий, случившихся в дни их показа. Оказалось, что в период показа блокбастеров в кинотеатрах количество преступлений, напротив, падает. Ученые объясняют это просто: люди, склонные к насилию, выбирают жестокие фильмы, они заняты их просмотром, поэтому в дни их показа преступлений меньше. В этот же период падает и потребление алкоголя.
При этом оценок того, как телевидение влияет в долгосрочной перспективе, просто нет.
Телевидение не вредит образованию
Исследований, которые бы точно подтвердили негативное влияние телевидения на образование людей, нет. Скорее, здесь результаты смешанные. Например, некоторые образовательные телепрограммы делают детей умнее.
Ольга Шамина
http://bg.ru/society/kak_na_nas_vlijajut_smi-23011/