Home » Развитие ребенка » Образование родителей влияет на речь ребенка

Образование родителей влияет на речь ребенка

Детский логопед Наталья Торчица: «Образование родителей всегда влияет на речевую культуру ребенка»

Почему ребенок молчит в свои три года, нужно ли это исправлять и как научить детей с раннего возраста правильно читать и писать, cherinfo рассказала врач-логопед с 40-летним стажем Наталья Торчица. Доктор работает в детской поликлинике № 3.

Детский логопед Наталья Торчица

— Наталья Евгеньевна, в каком возрасте обычно приводят детей к логопеду?

— Обычно в первый раз к нам обращаются с трехлетними детьми, даже если нет никаких проблем. Коррекционные занятия с ребенком мы начинаем где-то с пяти лет, когда у детей формируется внимание. Сейчас родители хотят все делать рано: рано учить говорить, рано учить читать и писать. Посещение логопеда не обязательно, но желательно. Дети развиваются быстро, и важно знать, нормально ли идет это развитие, правильно ли ребенок строит предложения, каков его словарный запас. Специалист занимается не просто произношением звуков, а оценивает общее развитие речи.

— До какого возраста возможно исправить логопедические проблемы?

— Желательно это сделать до восьми лет. Хотя особых ограничений нет. Мы занимаемся подростками до 18 лет. Но есть и взрослая служба. Бывает, при поступлении в вуз выявляются дефекты речи.

— От чего зависит правильность произношения звуков?

— Зависит и от речевого слуха, и от дыхания, и от артикуляции. Отсутствие зубов также влияет на правильность произношения. Вообще, мышечный тонус языка и губ должен быть в норме, язык не должен дрожать, губки и язычок не должны быть вялыми. Все движения взаимосвязаны, поэтому важно и состояние мышц в целом, особенно мышц грудной клетки, плеч, шеи.

— До какого момента можно не волноваться, если ребенок не говорит?

— До трех лет еще можно не бить тревогу, а уже в три года следует идти к специалистам, чтобы не довести дело до сложных последствий. Если ребенок не говорит хотя бы простые фразы, молчит или лепечет что-то невнятное, нужно обращаться не только к логопеду, но и к неврологу, психиатру или психологу, сурдологу. Может, ребенок не слышит. Если в группе какой-то ребенок уже стихи читает, а ваш молчит, не нужно ждать пока он заговорит сам. Если в четыре года подвижек нет, тем более надо бежать к специалистам. Возможно, ребенок — вундеркинд, но ему что-то мешает начать говорить, надо его просто подтолкнуть.

— Всегда ли удается исправить дефекты речи у детей?

— Если родители готовы работать, дефекты удается исправить на 100%. Не все проблемы может решить логопед, дома с ребенком тоже надо выполнять упражнения. Если родители готовы следовать указаниям логопеда, успех гарантирован. Также нужно учитывать наличие сложных анатомических патологий: заикание или расщелина верхней губы. Бывает еще так называемая кабинетная речь: у логопеда ребенок произносит все правильно, а вне кабинета начинает картавить, шепелявить… Если дома и в садике не обращать на речь внимания, то дефекты вернутся. Поставленные звуки нужно закреплять.

— Дети любят переставлять слоги в словах, почему?

— Да, например, говорят «пурда», а не «пудра», «колабрик» вместо «кораблик», «пинино», а не «пианино», «деворе» вместо «дерево», «гебемот», а не «бегемот». До определенного возраста они это делают. Это обычно говорит о том, что какой-то процесс нарушен. К школьному возрасту это проходит, как правило.

— В детских садах работают над исправлением дефектов речи?

— В детских садах пока есть логопеды. В каждом районе города есть сады с логопедическими группами. Комиссия отбирает туда детей. Многие родители хотят определить ребенка в логопедическую группу, там серьезно работают с детьми: ставят произношение, готовят к школе, учат грамоте. Но группы по количеству ограничены, поэтому всех желающих принять не могут.

Если дома и в садике не обращать на речь внимания, то дефекты вернутся.

— Нужно ли поправлять ребенка, заставлять произносить звуки правильно?

— Заставлять точно не стоит, а вот поправлять — обязательно, особенно, если знаете, что он может правильно говорить. И поправлять нужно тактично. Хвалить, если правильно произносит. Хвалить нужно даже за попытку, говорить, что в следующий раз обязательно получится.

— У всех ли детей имеются какие-то нарушения речи?

— У многих детей нет проблем. Главное, чтобы родители своим рвением к раннему развитию ребенка не испортили эту тенденцию. Раннее обучение чтению по неверной методике может принести больше вреда, чем пользы: способность воспринимать отдельные звуки в составе слова формируется лишь к пяти с половиной годам. Если учить читать слишком рано, ребенок может не разобраться в отдельных звуках. А это влечет безграмотность: читает большие тексты быстро, а пишет с ошибками, так как не понимает, что текст состоит из слов, а слова — из звуков.

— Так ли необходимо исправлять картавость? Ведь у некоторых людей очень мило выходит картавить, это даже придает им некоторый шарм.

— Мало у кого получается мило картавить. В основном дефекты речи звучат не слишком привлекательно, некоторых даже раздражают. К тому же, у большинства людей с проблемами произношения имеются и проблемы с грамотностью.

— А как связаны дефекты речи и грамотность?

— Связь самая прямая: привыкая произносить звуки неправильно, человек привыкает и на письме делать ошибки. Речевое развитие напрямую связано с развитием мозга в целом.

— Может ли логопед помочь решить проблемы с чтением и письмом?

— Это непосредственная работа логопеда — коррекция дисграфии и дислексии. Это самые распространенные речевые нарушения у школьников сейчас. Дисграфия — это невозможность обучиться правильному письму, дислексия — неспособность научиться читать. При этих патологиях ребенок делает бесконечные ошибки. По математике все хорошо, а русский не идет. Ребенок на слух не различает звуки, хотя их выговаривает. Он заменяет гласные, путает по звонкости и глухости согласные. Таких детей зачастую «бракуют», определяют в коррекционные школы необоснованно. В поликлинике эти проблемы решить сложно. Я долго работала школьным логопедом. Дети ходили ко мне два-три раза в неделю, мы кропотливо работали над всеми дефектами речи. Сейчас в школах все логопункты закрыли, родителям приходится выкручиваться: дети занимаются с репетиторами, ходят в развивающие центры.

— Правда ли, что сейчас у детей отклонения в развитии речи фиксируют чаще?

— Раньше дисграфия и дислексия были единичными случаями, сейчас их полным-полно и становится больше. Это проблема всей страны. Дети сейчас почти не читают, да и писать стали мало. Они уже в соцсетях общаются голосовыми сообщениями. Раньше в тетрадях прописывали крючочки, палочки, буковки, проговаривали их, и ошибок было меньше. Сейчас ребенок приносит мне тетрадь по русскому языку, а там все красным-красно! Учитель говорит, что это не его проблема, нужно идти к логопеду. Случаев дисграфии все больше. Дети приходят с такими сложными патологиями, как тяжелая задержка речи.

Дети сейчас почти не читают, да и писать стали мало. Они уже по телефону общаются голосовыми сообщениями.

— Существует понятие «врожденная грамотность». Правда, что некоторые способны грамотно писать, не зная правил, а другие все равно всю жизнь делают ошибки?

— Врожденная грамотность или безграмотность — миф. Если у человека в положенное время сформировался фонематический слух и началось обучение чтению и письму, а также нет нарушений речи, очевидно, что у него больше шансов иметь пятерку по русскому языку. Если этапы обучения или развития не совпали, ошибки при письме будут повторяться.

— Если у кого-то из членов семьи неправильное произношение, скажется ли это на ребенке?

— Уровень образования родителей всегда влияет на речевую культуру ребенка. Важно, как с ребенком общаются, разговаривают ли с ним вообще. А то иногда в садик утром, вечером обратно, все устали, все с гаджетами, не до ребенка. А он тоже с телефоном… Для развития важны совместное чтение, походы в театры и кино, просто прогулки. Общественного воспитания мало… Картавость одного из родителей невольно мешает правильному восприятию речи. Но тут должен еще кто-то подключиться, без дефектов, чтобы ребенок слышал правильную речь.

— Детская речь меняется по мере развития технологий?

— Дети сейчас очень продвинутые — заходят с телефонами. Спрашиваю, что хочет получить на Новый год. Отвечает: «Плансет». Не выговаривает еще, но знает, что это такое. Они еще читать не умеют, а разбираются в гаджетах, методом тыка. Мы от них отстаем. Я даже начала смотреть современные мультфильмы, чтобы разговаривать на их языке.

— Почему вы решили стать логопедом?

— Моя мама работала врачом в поликлинике на Энгельса, и там был врач-логопед. Я ходила к маме и думала об этом докторе, а потом захотела сама стать логопедом. Но сначала окончила филфак в нашем пединституте, потом прошла специальные курсы в Москве, училась в Московском пединституте имени Ленина. Вот и работаю уже 43 года. В моей профессии главное — помочь ребенку. Если получается, то это моя победа! Ради этого и живу.

Людмила Макарова

https://cherinfo.ru/news/91410-detskij-logoped-natala-torcica-obrazovanie-roditelej-vsegda-vliaet-na-recevuu-kulturu-rebenka

Добавить комментарий

На сайте Семья и ребенок можно разместить детские объявления