На протяжении истории всего человечества, людей всегда волновал очень важный жизненный вопрос, вопрос создания семьи. По этой теме высказались все: и поэты, и литераторы, и музыканты, и философы и даже богословы. История сохранила нам великое наследие творений человеческих приоткрывающих завесу над таинством семейной жизни.
Вопрос создания семьи – это вопрос не только людей определенного возраста, это вопрос всякого человека соединившего свою жизнь, с другим, узами брака. Потому что семья создается не в ЗАГСЕ и даже не в Таинстве Венчания. Созданию духовно-здоровой семьи предшествуют многие годы кропотливого труда. Иногда на это уходит вся жизнь.
Церковь, всегда относилась к семье, как к приоритетному явлению в жизни человека и всегда заботилась о ее духовном здоровье. Достоянием Церкви являются многочисленные примеры праведных семей: древних патриархов Авраама и Сарры, Иакова и Рахили, родителей Девы Марии — Иоакима и Анны, святого семейства Иосифа и Марии, Захарии и Елисаветы родителей Иоанна Крестителя, святых мучениц Веры, Надежды, Любови, матери их Софии, преподобных Кирилла и Марии родителей Сергия Радонежского, святых Петра и Февронии, семьи императора Николая 2, семьи Иоанна Кронштадтского и т.д. список можно долго продолжать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Практические советы для крепкой семьи
Сегодня Церковь, а также другие, нравственно ориентированные, институты общества, вызывает обеспокоенность состоянием современной Российской семьи. А от состояния семьи многое зависит, в т.ч. – быть или не быть России.
А почему? Потому что больная семья рождает больных детей. Больных, как в нравственном, так и в физическом отношении. Больная семья рождает детей, не способных вырасти в полноценных граждан России, её созидателей и защитников.
Более того: больная семья малоплодна. Она является главной причиной демографических проблем нашего народа.
У нас пишут в газетах о разгуле преступности в России, о небывалой продажности представителей власти. О миллионах не родившихся детей. Пишут об армии беспризорных детей. У нас пишут о бегстве из нашей страны учёных. Но никто не связывает эти, и многие другие, позорные явления с их глубинной причиной — с расстройством русской семьи в самих её основах.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Распределение ролей в семье
Причину несостоятельности нашей семьи видят обычно в её нищете, хотя на самом деле это далеко не так. Главная причина этой беды в нашей бедности духовной. В непонимании тех духовных основ, на которых только и может строиться здоровая семья.
Обращаясь к святоотеческому и культурному наследию, мне удалось выявить несколько взаимосвязанных причин, следствием реализации которых является духовно-здоровая семья.
Ниже я попробую изобразить главные устои здоровой семьи и объяснить, почему без них семья обречена на разрушение.
1) Прежде всего основанием здоровой семьи является общая вера её членов в Бога. Эта вера есть сила духоподъёмная. Она спасает человека от опускания на четвереньки в нравственном отношении. Ведь в таком состоянии он становится уже не способным на брак.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Межличностные отношения супругов в семье
Но эта общая вера членов семьи в Бога не только поднимает их в нравственном отношении. Она, что важно, даёт им основу для общего понимания ими смысла их жизни и правильного её строя. Т.е. основу для их взаимопонимания. Общая вера в Бога творит духовное единство семьи, без которого семья перестаёт радовать её членов и превращается в унылую прозу и обузу. Нет духовного единства в семье — и её члены замыкаются каждый в себе или ищут сомысленников на стороне.
Вот почему на полноценный брак способны далеко не все, а только верующие и верующие, живой, настоящей верой в Бога.
(Согласно православному вероучению. Бога надо любить больше, чем своего мужа или свою жену. Больше, чем любят родители своих детей, а дети родителей. В этом случае брачная любовь не увядает, но питается благой силой Бога. При такой любви семейная жизнь приобретает новое качество, она как бы становится на ступеньку выше, совершенней. И в неё не проползает червь измены. В этом случае и любовь родительская, а также сыновняя и дочерняя, будут любовью в Боге, неиссякаемой и недоступной для проникновения в неё ни родительского эгоизма, ни сыновнего и дочернего равнодушия).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как наладить отношения с мужем
2) Другим значимым моментом должно быть отчётливое понимание супругами иерархической природы брака. Это понимание разрушено в наше время почти полностью.
Согласно православному вероучению, жена сотворена Богом равной мужу по своей человеческой ценности, но не равной ему по своей роли в общей их жизни. Она создана помощницей и советницей своего мужа, но не равной ему по власти в семье. И только при таком сочетании равенства и неравенства между супругами возможны лад и любовь.
В двуначальном браке любовь невозможна в принципе. Ведь любовь – это всегда жертва, а что жертвовать тому, кто позиционирует себя, как равного. Остается только спихнуть часть своих обязанностей, что часто и происходит.
Иерархия является условием семьи как единого целого. Условием высших отношений между супругами, когда жена отдаёт себя мужу, а он сознаёт свою власть над нею сопряжённой с его ответственностью перед Богом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Причины ссор и конфликтов в молодой семье
В этом случае жена тоже ответственна перед Богом и мужем за правильный строй общей их жизни. Но эта её ответственность, соединённая с её сознательным подчинением мужу, увеличивает его ответственность, а не сокращает её, как это происходит в безблагодатном двуначальном браке.
Равноправие супругов провоцирует скрытную или явную их борьбу за торжество их собственного понимания той или иной вещи. Или даже за торжество их личного интереса. В этой борьбе увядают лучшие их чувства и надежды, с которыми они вступали в брак. Увядают и исчезают с большей или меньшей скоростью, а то и сменяются откровенной взаимной враждою, завершающейся разводом.
А вот в единоначальном браке, если он строится правильно, происходит нечто противоположное тому, что происходит в браке двуначальном. В иерархическом браке происходит стягивание и соединение супругов в одно целое при сохранении ими своих лиц. Более того. В иерархическом браке сами лица мужа и жены приобретают высокие черты, потому что в отношениях между ними совершается нечто высшее и благодатное. Отдавая себя мужу, жена приобретает себя из его рук в лучшем виде, чем была до этого. А он, получая от неё этот подарок, оказывается в вечном долгу перед нею. И, владея ею, старается благодарить её всем лучшим, что только в нём есть.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: За прожитые годы медаль надо давать
В таком браке происходит и дарение себя, и благодарение за это. И всё это под знаком вечности. А любовь только тогда любовь, когда она совершается под знаком вечности.
Праведная жена для праведного мужа это благодать Божия. Такая жена связывает своего господина изнутри, не лишая его при этом ни свободы, ни власти. И это чудо любви. Здесь самая большая свобода супругов сопрягается с самой большой их ответственностью.
Но это чудо возможно только в том случае, если супруги праведны. Или, по меньшей мере, стремятся к праведности.
А если этого нет, то иерархический брак оказывается фикцией и трагедией, главным образом, для жены. Ибо власть мужа над женою без его ответственности перед Богом и перед нею это безумие. Это не власть, а самодурство. И подчинение жены такому самодуру это тоже безумие и трагедия её жизни.
В т.ч. и для мужа, обладание неправедной женою есть тоже трагедия для него, потому что такое обладание фиктивно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семейные роли и лидерство. Проблема власти в семье
Вот почему так велика роль религии и религиозного воспитания для возрождения семьи на основе вековечных ценностей. Без помощи Бога и без опоры на Него, без ответственности перед Ним семья обречена на разруху.
3) И, наконец, третьим основополагающим моментом, является настроенность членов семьи на созидание вокруг себя духовно родственной ей среды.
Дело в том, что здоровая семья невозможна в больном обществе. Она заражается его ядами и тоже заболевает. А современное общество это больное общество, насыщенное эгоизмом и жаждой всё большего материального успеха. Это общество, не сознающее, в какую нравственную бездну этот господствующий в нём дух его затягивает.
Вот почему здоровая семья, если она хочет сохранить своё здоровье, должна наращивать вокруг себя здоровую среду, защищающую её, от ядов больного общества. И не просто здоровую в нравственном отношении, а среду родственную ей в религиозном отношении.
Именно о такой духовно-нравственной среде заботился св.пр. Иоанн Кронштадтский, создавая Дом Трудолюбия в Кронштадте и женский монастырь, на своей родине, в Суре. Батюшка, не ограничился приделами своей семьи или прихода, он проторил путь свету евангельской правды в сердца своих земляков и кронштадтцев, раздвинул приделы своего семейного очага, создал единую семью братьев и сестер во Христе. В Доме Трудолюбия, человек не только получал возможность своего существования, но более, он попадал в здоровую атмосферу, где отсутствовало сквернословие, пьянство, уходило отчаяние и безнадега, а у человека просыпалась вера и появлялась надежда в лучшее.
Благотворительные проекты о. Иоанна, были эффективнейшим средством в деле духовного возрождения личности, вследствие чего возрождалась семья.
Поэтому сегодня нам нужно задуматься о создании не просто духовно-родственной среды, а среды эффективно организованной. На мой взгляд, наиболее эффективной средой могла бы стать приходская община.
Приходская община это своего рода большая семья, состоящая из множества малых семей. Сила приходской общины в правильной духовной ориентации её членов и в их практической взаимопомощи. Чем сильнее община, тем сильнее каждый её член.
Как всякое живое тело состоит не непосредственно из атомов, а из их объединений в молекулы, клетки и разные органы, так и народ. Если народ находится в атомизированном состоянии или близком к нему, то это не высшее его состояние, а самое низшее. Это предсмертное его состояние.
(Поэтому все нравственно живые его представители, сознающие описанные выше зависимости, должны искать ещё живых в нравственном отношении соплеменников, чтобы вместе с ними возрождать правильный строй своего народа. И не просто возрождать, но создавать его во многом заново в более совершенном виде, потому что прежняя его организация оказалась не способной сохранить его от разрушения).
Итак, повторю всё сказанное кратко: Больная семья порождает больных людей, не способных ни созидать наше Отечество, ни защищать её от её врагов. Условиями здоровой семьи являются:
1) живая вера её членов в Бога
2) правильная иерархия в организации семьи при полном равенстве всех её членов по их человеческой ценности
3) общая их настроенность на созидание духовно-родственной ей среды, которой может стать приходская община.
Все эти три темы, несомненно, нуждаются в дальнейшем раскрытии, особенно тема, касающаяся духовно-родственной среды. Но думается, что и сказанного достаточно для того, чтобы понять, что будущее нашего Отечества зависит напрямую от того, произойдет ли возрождение семьи. Ведь без духовного возрождения семьи Российское государство обречено на катастрофу. И никакие внешние его успехи, ни в экономике, ни в политике, ни в других сферах, даже если они будут достигнуты, его не спасут.
http://selskiy.prihod.ru/articles/view/id/1144340
One thought on “Как создать здоровую семью”-
Уведомление: Роль семьи в воспитании подрстающего поколения | Семья и ребенок