Что даст России «Десятилетие детства»? Какие поправки необходимо внести в закон об образовании? Об этом «Парламентской газете» рассказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина.
— Зинаида Фёдоровна, в следующем году исполнится пять лет с тех пор, как начал действовать новый закон об образовании. Какие изменения за это время в него пришлось внести?
— За прошедший период в закон об образовании внесено уже порядка 40 продиктованных жизнью поправок. Среди них я бы особо выделила возвращение выпускникам школ золотой медали, обеспечение равного доступа к бюджетному финансированию государственных и негосударственных организаций дополнительного образования детей, регулирование вопросов оплаты студенческих общежитий, выплаты социальных стипендий, установление дополнительных гарантий детям-сиротам при поступлении в вузы.
Кроме того, по инициативе Координационного совета при Президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, возглавляемого Валентиной Матвиенко, Правительством были утверждены Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия развития воспитания, Стратегия индустрии детских товаров и другие нормативные правовые акты, над которыми активно работали парламентарии.
— В стране действует ещё одна очень важная программа — по строительству новых школ. Ожидаете ли вы каких-либо проблем с её реализацией?
— Эта программа очень важная и очень нужная. Но дело не только в строительстве зданий. Школы-то мы построим. Но кто придёт и кто будет в них работать? К сожалению, в последние годы недооценивалась важность педагогического образования. Недавно министр образования и науки провела совещание с ректорами педвузов по этому вопросу. Приведу только две цифры. Подготовка по программам педагогического образования осуществляется в 279 вузах — в аграрных, технических, инженерно-строительных и многих других. В то время как, собственно, педагогических вузов осталось всего 40. И это на всю нашу огромную Россию. Регионы бьют тревогу. Вижу, что наша задача — вернуть былую глубину и фундаментальность отечественного педагогического образования и подкрепить этот процесс соответствующими законодательными решениями.
Мы, например, уже занялись студентами педагогических вузов — нашим кадровым резервом, в том числе в качестве вожатых. При поддержке президента создано Российское движение школьников. Сенаторы разработали законопроект о летнем отдыхе детей. Этот документ позволит не только начать подготовку детской оздоровительной кампании на новой законодательной основе, но и добиться наконец обеспечения безопасности, сохранения здоровья и жизни детей и высочайшей ответственности тех, кто конкретно за это отвечает.
Уже сейчас мы вместе с Минобрнауки готовим в его развитие изменения в нормативный правовой акт, который будет регулировать студенческую практику, ибо убеждены, что студенты, особенно третьих курсов, должны прийти работать как раз к детям в эти лагеря, как и в Российское движение школьников. И это должно засчитываться как педагогическая практика.
Эту идею поддержали недавно и сами студенты, в чём мы убедились во время встречи членов Совета Федерации со студентами — стобалльниками по результатам ЕГЭ. А вот родители высказались за ещё одну инициативу — за возвращение в школы трудового воспитания. Ведь что мы получили, от него отказавшись: девятиклассница не может пришить пуговицу, старшеклассник не может вбить гвоздь или починить утюг. Так что мы будем к трудовому воспитанию возвращаться, сейчас как раз готовим соответствующие законодательные поправки.
— В последнее время активно обсуждается ещё одно предложение — об ужесточении ответственности для выпускников вузов, нарушивших условия целевого приёма…
— Мы с председателем Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеславом Никоновым недавно принимали участие в селекторном совещании у председателя Правительства. Сейчас по его итогам готовится законопроект с изменениями в закон об образовании. Речь идёт о заключении трёхстороннего договора между образовательной организацией, работодателем и студентом. Конечно, вернуться в прошлое, во времена всеобщего обязательного распределения, невозможно, но студент, учась по целевому направлению за бюджетные деньги, должен знать, что должен поехать и отработать три года (идёт дискуссия — или два) в регион или на предприятие, которые его поддерживали в течение всего этого времени. В этом законопроекте есть такие новеллы, как утверждение Правительством перечня специальностей, по которым допускается проведение целевого приёма, и наличие конкурса для проведения целевого приема. Ужесточается ответственность: все трое будут отвечать за исполнение целевого договора.
— Недавно председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила объявить в России «Десятилетие детства», и вы эту идею поддержали. Что даст это маленьким россиянам?
— Национальная стратегия действий в интересах детей на практике показала свою эффективность, помогла преодолеть межведомственные барьеры, серьёзно продвинуться в решении ключевых проблем. В следующем году она завершается, и Валентина Ивановна Матвиенко, выступая на недавнем заседании Координационного совета, предложила объявить Десятилетие детства в нашей стране с 2018 года. Это позволит и дальше каждый год приоритетно рассматривать болевые вопросы с соответствующей финансовой поддержкой и решать их в интересах маленьких граждан нашей страны.
Пользуясь возможностью, от всей души поздравляю коллектив «Парламентской газеты», всех читателей, всех своих коллег с наступающим Новым годом. Пусть он будет добрым и успешным.
Юлия Гордеева