Стоит ли роженице рисковать своим здоровьем и жизнью ребенка ради привычной обстановки? Разобраться, чем опасны домашние роды, попыталась корреспондент агентства «Минск-Новости».
Домашние роды последнее время в тренде. Как и эко-продукты, слингоношение, безглютеновая диета… Создаются целые сайты, в соцсетях и на телеканалах разворачиваются дискуссии. Многочасовые программы, реалити-шоу по этой теме с участием знаменитостей некоторое время регулярно выходили на одном из российских телеканалов. При этом на многих форумах принято ругать роддома и представлять роды в их стенах как чуть ли не экзекуцию. Мол, врачей хлебом не корми, дай поиздеваться над мамочками и младенцами. А беременные — натуры доверчивые и впечатлительные… Забывают, что во все времена домашние роды — это игра в рулетку.
Не так страшен роддом
В Беларуси нет частных родильных домов, как и официально разрешенной практики принимать акушерам роды на дому. Но такое явление существует. Ежегодно в Минске 60–70 женщин отваживаются разрешиться от бремени в родных стенах.
— Сознательно рожать дома в XXI веке, зная о тех рисках, которые могут быть?! Это просто безответственно! — говорит главный акушер-гинеколог комитета по здравоохранению Мингорисполкома Ирина Иконостасова. — Мы, медики, к домашним родам относимся отрицательно, потому что знаем о плохих исходах. Стараемся предпринимать все меры для того, чтобы все-таки образумить будущих мам и пап.
В минских поликлиниках и роддомах открыты «Школы для беременных». В цикл лекций обязательно включена беседа о том, чем чреваты роды на дому для мамы и ребенка. Пациентки, которые открыто заявляют о своем решении рожать дома, предупреждаются в письменном виде о рисках и неблагоприятных последствиях. При этом никто из таких беременных не заявляет, что при родах будет присутствовать акушерка или врач. Говорят: «Буду рожать с мужем, мамой, тетей, подругой и т.д.».
В 90 % случаев домашние роды — это сознательный выбор пары (остальные из категорий «не успела доехать до роддома», «хотела скрыть беременность и роды»).
Из проведенного анализа домашних родов в Минске за 2015 год следует, что, как правило, оба супруга имеют высшее образование. Среди женщин, рожавших на дому, есть банковские работники, журналисты, экономисты. А вот медиков среди них нет. И понятно, почему.
— Охране службы материнства и детства в нашей стране уделяется самое пристальное внимание, — продолжает Ирина Иконостасова. — Многое сделано в организации предоставления медицинской помощи беременным и роженицам в учреждениях здравоохранения Беларуси, в том числе и по выхаживанию недоношенных детей с маленькой массой тела. Родильные дома оснащены необходимым оборудованием для диагностики патологий у матери и плода, для проведения кесарева сечения и других операций. Работают высококвалифицированные специалисты.
Специалист подчеркивает, что даже при самом благополучном течении беременности во время родов могут возникнуть непредвиденные, экстремальные ситуации: кровотечение, преждевременное излитие околоплодных вод и выпадение петель пуповины, преждевременная отслойка плаценты, слабая или дискоординированная родовая деятельность, когда головка ребенка долго не продвигается по родовым путям, что опасно и для роженицы, и для малыша. Такие осложнения требуют экстренного врачебного вмешательства, счет иногда идет на минуты. Скорая может не успеть довезти женщину и ребенка до больницы…
По Минску уровень перинатальной смертности за 2015 год составлял 2,8 промилле (число погибших плодов внутриутробно и число умерших до 7 суток жизни на 1 000 родившихся живыми), по стране — 3,3 промилле. Если же рассчитать данный показатель на количество родов, которые прошли вне стен лечебного учреждения, то этот показатель равен 23 (!!!!) промилле.
— Неблагоприятный исход домашних родов — это трагедия для семьи, — констатирует Ирина Иконостасова. — Приведу несколько примеров, о них вам не расскажут на форумах. В декабре прошлого года мы спасали женщину после домашних родов в тазовом предлежании — это неправильное положение плода. Такой случай квалифицируется как патологические роды, в наших роддомах их принимает врач, а не акушерка. Только в 5–7 % таких случаев женщины рожают самостоятельно с помощью врача. В остальных применяется кесарево сечение. В некоторых странах Европы и США при тазовом предлежании плода делают исключительно кесарево сечение. У пациентки, о которой я рассказываю, были вторые роды. Первого ребенка она родила дома, когда жила с мужем в одной из арабских стран, там порядка 80 % женщин действительно рожают дома. Это связано с тем, что в клиниках родовспоможение обходится дорого и за медицинской помощью в родильные учреждения родственники обращаются в критических ситуациях.
В этот раз будущая мама наблюдалась в одной из минских женских консультаций. Медики ее информировали о возможных осложнениях и своевременно дали направление в стационар. Тем не менее женщина рискнула рожать дома. Ребенок родился в состоянии тяжелой асфиксии. Скорая помощь прибыла на вызов, но спасти малыша медики не смогли. До сих пор дело находится на рассмотрении в Следственном комитете.
Второй случай — первые роды у молодой женщины. В Беларусь семья переехала из России, в женской консультации беременная не наблюдалась.
— Это была категоричная позиция ее супруга — рожать дома, — отмечает главный акушер-гинеколог города. — Женщина промучилась около суток, пока муж понял, что дело плохо. Жена находилась на тот момент уже в заторможенном состоянии, перестала отвечать на вопросы, ее знобило. Супруг вызвал скорую помощь. Как говорится, с колес врачи роддома оказывали экстренную помощь пациентке. У роженицы было предсудорожное состояние — тяжелая преэклампсия (осложнение беременности, при котором могут быть выраженные отеки, высокое кровяное давление, кровоизлияния в мозг и другие органы, вплоть до развития комы и гибели женщины). Ребенка извлекали быстро с помощью вакуум-экстрактора. И мама, и малыш, к счастью, остались живы. Но за жизнь родильницы врачи боролись не один день в отделении реанимации.
Сторонники домашних родов в качестве аргумента приводят пример прабабушек: мол, раньше прямо в поле рожали и дальше шли работать. Беременность и роды — это не болезнь, а естественный процесс, ничего опасного в нем нет, уверяют они. Однако младенческая смертность с нынешней точки зрения в те времена была поистине чудовищной. По данным демографов начала прошлого века, в России до одного года не доживала почти треть рожденных живыми детей, причем причиной каждой пятой смерти была, как тогда выражались, врожденная слабость. Женская смертность, по статистике того времени, почти в полтора раза превышала мужскую. Среди причин первое место принадлежало гибели молодых здоровых женщин в родах и раннем послеродовом периоде. Непосредственных причин смерти было две: кровотечение и родильная горячка, или, говоря современным языком, сепсис — заражение крови. Средний возраст, в котором умирали женщины того времени, — 25–35 лет.
— Тогда первые роды считались «пробными», — добавляет Ирина Иконостасова. — Бог дал — родила живого ребенка. Если ребенок родился мертвым, а сама мама выжила — значит, в следующий раз женщина знает, как себя вести в родах. Такое отношение к первым родам и сейчас существует во многих странах Азии и Африки. В Беларуси же мы с гордостью отмечаем, что за последние пять лет в стране не было случаев материнской смертности в результате акушерских причин. От кровотечений наши роженицы не умирают, более того, врачи в большинстве случаев стараются сохранить матку, а соответственно, и репродуктивную функцию женщины. В числе других рисков у рожениц — разрывы мягких тканей родовых путей, плацента самостоятельно не отделилась, септические послеродовые осложнения. Многих женщин после домашних родов скорая сразу везет в 3-ю городскую клиническую больницу, которая специализируется на таких случаях.
Немало рисков в случае домашних родов и для ребенка.
— Из-за неправильной родовой деятельности процесс затягивается на 2–3 суток, в таком случае плод всегда страдает, — продолжает Ирина Иконостасова. — Наступают гипоксия и асфиксия плода. Ребенок может задохнуться внутриутробно. Может быть неправильное положение плода — тазовое, ножное, поперечное. В художественной литературе описано немало случаев, когда по этой причине женщины рожали по трое суток. В итоге погибали и роженица, и младенец. Вспомните ту же маленькую княгиню из романа Льва Толстого «Война и мир». Или Екатерину Великую, которая едва не погибла от кровотечения при первых родах. В таких случаях может помочь только операция!
Специалист не скрывает: в последние 20 лет акушерское ведение пациентов стало носить более агрессивный характер (именно этого и боятся многие будущие мамочки — плодный пузырь проколют, введут различные стимуляторы и так далее). Эта тема широко обсуждается на медицинских форумах.
— Сейчас мы активно стараемся уменьшать вмешательство в естественный процесс родов, меньше стали использовать медикаментов, — отмечает Ирина Иконостасова. — Стараемся не направлять без причин женщину заблаговременно в стационар в 38–39 недель. Меньше стали делать амниотомию (прокол плодного пузыря), для этого существуют абсолютные медицинские показания. Больше прислушиваемся к мнению пациенток. Обычно амниотомию делают с целью вызвать роды или усилить родовую деятельность, но есть и другие медицинские показания. Например, плоский плодный пузырь, при этом процесс родов затормаживается на длительное время. Но у нас есть и другие методы, более современные и щадящие.
В Минске активно развивается и так называемая школа вертикальных родов. Их ведение подразумевает полную свободу движений в первом периоде родов, самом продолжительном из трех, когда происходит раскрытие шейки матки. Женщина в это время может стоять, ходить, сидеть, лежать, полусидеть на специальном стуле или кресле оригинальной конструкции, принимать теплый душ — все это способствует уменьшению болей во время схваток. Не один год в родильных домах Минска практикуются партнерские роды (с мужем, мамой, сестрой).
— Продолжим закупать кровати-трансформеры, которые позволяют роженице принимать любые удобные позы, — уточняет Ирина Иконостасова. — Отмечу, что во всех минских роддомах имеются палаты повышенной комфортности, а в роддоме 6-й городской клинической больницы обстановка в таких палатах приближена к домашней, где вместе с роженицей могут находиться и ее близкие вплоть до выписки из роддома.
А что скажут мамы?
Двум женщинам, с которыми журналисту удалось пообщаться лично, повезло.
28-летняя Ксения решилась рожать дома в тот момент, когда узнала о второй беременности.
— Первые мои роды закончились кесаревым сечением, и повторять эту процедуру совершенно не хотелось, — поясняет она. — Все 9 месяцев я готовилась к естественным родам: отказалась от глютена и сахара, ходила каждый день по 8–10 километров, плавала и занималась оздоровительной гимнастикой, парилась в турецкой бане, пила растительные масла для повышения эластичности мышц.
Мне повезло: уже несколько лет я дружила с акушеркой. Мы встречались каждый месяц, проговаривали страхи и волнения, следили за состоянием малыша. Меня предупреждали, что после кесарева роды могут быть долгими. Да, схватки растянулись на 3 дня! Но мы с мужем продолжали жить обычной жизнью: пили кофе в любимой кофейне, гуляли по осеннему городу, ходили в кино, смеялись и целовались…
В конце третьего дня мы вызвали нашу подругу, и уже через час появился наш второй сын. Рядом со мной был муж, он очень поддерживал меня. Роды дома — обычные, с болью и сомнениями, но в привычной обстановке. Свидетельство о рождении сына мы получили через суд.
Ксения настроена родить еще одного ребенка — в роддоме.
— Дело в том, что мы собираемся переезжать жить за город, и я не хочу рисковать. Вдруг что-то пойдет не так и скорая не успеет доехать… — поясняет она. — Поэтому, скорее всего, выберу платную палату в 6-м роддоме. Там рожали мои подруги, у которых раньше тоже были домашние роды. Сказали, что все организовано замечательно.
35-летняя Татьяна тоже собиралась рожать дома со знакомой акушеркой. Это была ее первая беременность.
— Наблюдалась в частном медцентре, — рассказывает Татьяна. — Все протекало хорошо. Но схватки были слабые, и дома акушерка все-таки засомневалась, вызвала скорую. В роддоме меня срочно отправили на кесарево сечение. Сынишка родился здоровым. Ему уже пять месяцев. Сейчас и думать боюсь, что бы произошло, если бы я не поехала в роддом… Если соберусь за вторым, рожать буду только в медучреждении. Зачем рисковать?
С третьей героиней поговорить не получилось. Узнав, что автор не намерена восхвалять в статье домашние роды, женщина от интервью отказалась.
Родила дома? Иди в суд!
Справку, на основании которой малыша регистрируют в загсе, выдают в роддоме. В случае с домашними родами родителям придется обратиться в суд.
— Число дел об установлении факта рождения ребенка в нашем суде в последние годы уменьшается. Если в 2014 году мы рассмотрели 21 такое дело, в 2015-м — 18, то в 2016-м — 15, — рассказывает заместитель председателя суда Московского района Ольга Гусакова. — Как правило, в суд по месту своей регистрации обращаются оба родителя с соответствующим заявлением об установлении факта рождения ребенка, в котором указывают, по каким причинам пришли к решению рожать дома, а не в медицинском учреждении; место, дату и время рождения ребенка, его имя; свои паспортные данные. Предоставляют медицинские документы — справку о том, что женщина состояла на учете по беременности в поликлинике по месту жительства; справку о том, что был вызов педиатра на дом после рождения ребенка. Для рассмотрения этой категории дел не требуется назначения и проведения генетических экспертиз. Заявители оплачивают госпошлину — 2 базовые величины (сегодня это 42 рубля). Срок рассмотрения подобных дел — два месяца. После вступления решения суда в законную силу родители с копией этого документа идут в загс и получают свидетельство о рождении ребенка.
В числе причин, подтолкнувших к домашним родам, женщины чаще всего называют неуверенность в том, что получат качественную услугу по родовспоможению в роддоме, поскольку имели негативный опыт ранее либо наслушались историй знакомых, начитались комментариев на форумах. Кто-то мотивирует решение религиозными убеждениями. Отмечу, что в процессе рассмотрения подобных дел выясняется, что при родах на дому, как правило, присутствовали профессиональные акушерки. Причем заявители обычно представляют медработников своими родственниками или друзьями.
***
Несколько лет назад в Санкт-Петербурге слушалось громкое уголовное дело.
Судили акушерку, создательницу предродовых курсов. Несколько женщин обвиняли ее в смерти своих детей. Она же утверждала, что родов на дому не принимала, просто поддерживала женщин морально…
Размышляя о том, где появится на свет ее малыш, женщина не должна забывать, что принимает решение не только за себя.
Фото из архива «Минск-Новости» и с сайтов promama.info, aif.ru (фото носят иллюстративный характер)
Светлана Фроленкова
http://minsknews.by/blog/2016/12/22/rodyi-na-domu-nazad-k-prirode-ili-igra-v-ruletku/