Председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Вячеслав Никонов рассказал, чего будут добиваться депутаты Госдумы в образовании детей и подростков в России.
Завершена работа по обеспечению детей местами в детских садах от 3 до 7 лет. Удалось это сделать за счет таких мер, как, например, переуплотнение детских садов. «Будем выходить на решение задач с обеспечением детей в детсадах, которые не достигли еще возраста 3 лет. Конечно, некоторые педагоги говорят, что детям до 3 лет в детсадах делать нечего — они должны быть в семье. Но мы также знаем, что есть разные обстоятельства и разные семьи. Но устроить в ясли ребенка, которому нет еще 3 лет, очень сложно. Где-то не хватает средств и кадров, чтобы открыть группы для самых маленьких или заинтересовать этим частный бизнес. Этот вопрос в поле нашего внимания», — заявил Никонов.
В федеральные стандарты для школы вернется содержание. Это станет первым шагом к созданию новых учебников и решится вопрос с избыточным количеством книг.
«Сейчас только в начальном образовании около 400 различных учебников. Ясно, что нам такое количество учебников не нужно. Ранее был посыл, мол, педагог может выбирать учебники. Но ничего хорошего из этого не вышло. Получили, например, 60 учебников русского языка. Это привело к тому, что ребенок, переходя из школы в школу, сталкивается с незнакомой образовательной программой. Подход к созданию новых учебников будет таким: концепция — творческий конкурс — учебник. Не обязательно один. Но единый, сказал Никонов.
Вернется в школы трудовое воспитание. Оно, по мнению депутата, нужно и полезно для детей. Хотя сейчас ученика невозможно заставить прийти на субботник в класс или подмести двор на пришкольном участке. «Согласие на возвращение трудового воспитания в принципе есть, все дело в деталях», — обещает Никонов.
В ближайшее время появится законопроект об отдыхе и оздоровлению детей: «Мы помним, что было в Карелии этим летом» (имеется в виду гибель детей в летнем лагере).
В высшем образовании будет усовершенствован механизм целевого приема. Закон об образовании разводит целевой прием и целевое обучение. Целевой прием — это набор выпускников школ на целевые места в ВУЗах, а целевое обучение — это заключение договоров о подготовки специалистов для конкретного рабочего места из числа старшекурсников. «Сейчас по статистике 96% целевиков — выпускники школ, которые с помощью направления из регионов поступили в ВУЗы с меньшими баллами ЕГЭ. То есть, целевой набор сейчас — это не подготовка нужных специалистов для народного хозяйства, а решение проблем детей, которые не набрали большого балла ЕГЭ, но которых Бог не обделил родителями.
Конкурса среди целевиков почти нет. При этом нет и механизма, который заставил бы их вернуться на работу домой. Более половины договоров не содержат никаких обязательств. Акцент нужно делать на целевое обучение, когда работодатель присматривает потенциальных сотрудников, выплачивает им стипендию и после защиты диплома берет на работу.
Правда, не все министерства-учредители ВУЗов с этим согласны. Они считают, что на работу в сельские больницы и на железные дороги могут прийти только те, кто сам оттуда родом. И если не направлять выпускников сельских школ в ВУЗы, сложностей не избежать», — пояснил Никонов.
В ближайшее время появится международный рейтинг вузов со штаб-квартирой в России, критерии которого и станут учитывать при оценке наших университетов. «Сейчас мы действуем в системе координат западных рейтингов, многие из которых выстроены таким образом, чтобы продвигать на верх западные ВУЗы. Ясно, что в таком рейтинге никогда не будет критерия запуска искусственных спутников на планету Земля — в таком случае МГУ занимало бы безусловное первое место.
А так как лидирующий в рейтингах Гарвард спутников не запускает, то понятно, что такого критерия там не будет никогда», — иронизирует депутат.
P.S. Вячеслав Никонов внук Вячеслава Молотова — бывшего председателя Совнаркома СССР, официально — второго человека в СCCР после Иосифа Сталина.
http://www.chelnyltd.ru/ofitsioz/vyacheslav_nikonov__mi_vernem_v_shkoli_trudovoe_vospitanie_i_edinie_uchebniki