Home » Воспитание в семье » Подручные средства

Подручные средства

Развивающие игры для детей

Для развития малыша можно использовать не только игрушки – замечательный «дидактический материал» в буквальном смысле валяется у нас под ногами.

Речь идет о каштанах, шишках и подобных мелочах, которые малыш обычно находит во время прогулки. Как превратить их в уникальные учебные пособия?

Подручные средства

Подручные средства

«Я не понесу домой этот мусор!» – говорит мама двухлетнему карапузу, который вот уже полчаса с восторгом носится по каштановой аллейке и складывает в ведерко гладенькие, блестящие каштанчики, только что «вылупившиеся» из колючей шубки. Но разве можно оставить такие сокровища на улице? Для малыша это сродни потере чего-то очень важного и нужного. К тому же, с собранным природным материалом, со всеми этими каштанами, желудями, шишками, камешками, веточками, листиками можно придумать множество увлекательных и полезных игр!

Зачем нужны каштаны

Нередко в описаниях игр сказано, что маме нужно подготовить какой-нибудь специальный материал: вырезать из картона кружочки и квадратики, зайчиков и елочки или еще какие-нибудь фигурки для того, чтобы затем их пересчитывать, выкладывать последовательности, узоры… Но те природные «сокровища», которые малыш с таким удовольствием собирал во дворе, с успехом заменят все эти кружочки и квадратики. Получается двойная польза: и с «сокровищами» не нужно расставаться, и они не превратятся в бесполезный мусор, а станут участниками веселых игр и затей!

К тому же, природный материал – самая безопасная и экологически правильная игрушка для крохи. Как приятно держать каштаны в руках: они такие гладкие и теплые. А желуди! Вон как блестит отполированный природой бочок. Такие игры полезны для развития мелкой моторики и тактильной чувствительности, ловкости пальчиков, усидчивости, аккуратности. Для полноты картины добавим к этому развитие мышления, расширение знаний об окружающем мире, экологическое воспитание, навыки классификации, первые математические представления…
Есть только одно «но»: не оставляйте малыша во время игр «наедине» с желудями и каштанами. Все-таки эти природные подарочки достаточно мелкие. И крохе может захотеться попробовать их на зуб. Лучше играйте, фантазируйте, придумывайте вместе!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Игры помогающие бороться с психологическими проблемами ребенка

 

Кручу – верчу…

Итак, с желудями, каштанами, шишками можно придумать множество простых игр даже для самых маленьких ребятишек. Но любая из них, несмотря на кажущуюся простоту, непременно будет развивать множество важных и полезных навыков.

Игры для детей до 1 года

Прятки. Возьмите непрозрачный пластиковый стаканчик и на глазах у малыша спрячьте под него каштан. Пусть кроха поднимет стаканчик и найдет каштан. Во время игры спрашивайте: «Где каштанчик?» И радуйтесь находке вместе с ребенком: «Вот он! Нашелся!» А потом возьмем два стаканчика и спрячем каштан под одним из них. Вспомнит ли малыш, где каштан?

Игры для детей 1–2 года

«Бутылки–копилки». Выдайте малышу несколько пластиковых бутылок с широкими горлышками и желуди. Покажите, как бросать желуди в бутылку. Получится и развлечение, и полезное упражнение для развития моторики и координации движений. Желуди закончились? Не беда! Высыпаем их на пол и начинаем игру сначала. А потом закроем бутылки крышками и погремим ими. Чем не маракасы?

«Сортировщик». Пока ребенок еще не сумеет рассортировать желуди и каштаны по виду и размеру. Но зато он сможет это сделать путем простого экспериментирования. Возьмите коробку (например, из-под обуви) и прорежьте в ней два отверстия: маленькое – для желудей и побольше – для каштанов. Теперь покажите малышу, что и как нужно в эти отверстия засовывать. Очень быстро он поймет, что каштан в маленькую дырочку не пролезет, а потому его нужно просовывать в большую. А вот желуди можно кидать и в большое отверстие, и в маленькое.

Игры для детей 2–3 года

«Путалки». Нам понадобится 2–3 пластиковых стаканчика и каштан или желудь. Прячем каштан под одним из стаканчиков, а потом несколько раз передвигаем стаканы, меняя их местами. Малыш должен постараться проследить за вашими движениями и показать, под каким стаканом каштан. Эта игра, напоминающая манипуляции «наперсточников», на самом деле очень полезна для развития внимания и памяти. Конечно, если играть в нее по-честному.

Что в мешочке? Сложите несколько ка-штанов, желудей, шишек, грецких орехов, шляпки от желудей, веточки, кусочки коры в непрозрачный мешочек или маленькую сумочку. Завяжите малышу глаза. Обычно ребятишки очень любят такие загадочные игры. Пусть теперь маленький сыщик достанет из мешочка первый попавшийся предмет и постарается определить на ощупь, что это такое. Игра развивает мышление, моторику, тактильную чувствительность.

Игры должны быть интересными и веселыми. Это их непременное условие. Наши каштаны и желуди как раз помогут такие игры организовать…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Игрушки из дерева и ребенок

 

Игры для детей 1–1,5 года

«Покатись-ка!» Для игры вам понадобится дощечка или большая книга. Сделайте из нее «горку» – установите так, чтобы один конец был выше другого. Теперь покажите ребенку, как положить каштан наверх горки и отпустить: «Покатился каштанчик! Ура!» Пусть теперь и малыш попробует. И порадуется. Можно опустить нижний конец горки в пластиковый тазик или миску, чтобы скатывающиеся каштаны не разлетались по всей комнате, а собирались в ней. Вместе с этой нехитрой игрой кроха будет знакомиться со свойством предметов: оказывается, некоторые их них могут катиться!

По тоннелю. Запаситесь несколькими картонными трубочками, например от бумажных полотенец, и каштанами. Поставьте трубочку под наклоном, бросьте в нее каштан и посмотрите вместе с ребенком, как каштан на время исчезнет, а потом выкатится с другой стороны. Дальше пусть малыш сам экспериментирует…

«Ты где?» Если вы не очень боитесь беспорядка на кухне, предложите малышу веселую игру. В большую миску насыпьте любую мелкую крупу и закопайте в нее несколько каштанов и желудей. Пусть кроха перебирает крупу в ручках и ищет «клад». Если закопать каштаны в манку, можно предложить ребенку просеять ее с помощью ситечка с крупными отверстиями и таким образом отыскать каштаны.

Игры для детей 1,5–2 года

«Поезд». Покажите малышу, как из желудей или каштанов можно сделать поезд, выкладывая длинную-предлинную цепочку «вагончиков». Длина состава может растянуться на всю комнату и даже выйти за ее пределы. Ведь бывают же длиннющие товарные составы! С ребятишками постарше можно потом пересчитать «вагончики».
Лакомства для кукол. Всевозможный природный материал – прекрасный заменитель самых разных предметов. Каштаны и желуди могут превратиться во что угодно! Например, в еду для кукол. Накройте вместе с малышом кукольный стол и пусть каштаны будут котлетами, или картофелинами, или пирожными. А желуди – огурцами, печеньем, конфетами…

Ценный груз. Кроха любит играть с машинками? И грузовиков у него видимо-невидимо? Отлично! Каштаны, желуди и шишки могут играть роль пассажиров или важного груза, который нужно перевезти. Насыпаем их полный кузов – и в путь!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сюжетно-ролевые игры

 

Игры для детей 2–3 года

«Меткий стрелок». Ну, это совсем просто! Но зато как весело! Ставим на некотором расстоянии от ребенка подходящую емкость (детское ведерко, миску и т.п.) и пусть тренирует ловкость и глазомер, забрасывая в нее каштаны и желуди.

«Яичный снайпер». Тоже будем бросать каштаны на меткость, но чуть иначе. Возьмите лоток от яиц, разложите в ячейки завернутые в фольгу орешки, курагу, изюм – что-нибудь вкусненькое. Теперь устроим соревнование: попал в ячейку каштаном или желудем – забираешь угощение себе. Может, и папа захочет поучаствовать? Непременно, если в качестве сладкого выигрыша будет и какое-нибудь его любимое лакомство…

Мини-футбол. В эту игру лучше поиграть в коридоре или в комнате, где нет бьющихся предметов, например больших зеркал. Соорудите ворота из кубиков. А затем отойдите с малышом на небольшое расстояние и катите каштаны, стараясь, чтобы они попадали точно в ворота.

«Магазин». А почему бы вам не поиграть в магазин? Это очень полезная игра, расширяющая знания ребенка об окружающем мире, развивающая речь, помогающая проиграть сюжет и «примерить» на себя разные роли: побыть сначала продавцом, а потом покупателем. А собранный на улице природный материал может стать хоть продуктами, например разными овощами или сладостями, хоть деньгами. «Сколько стоит этот мишка?» – «Три каштана!»

Развивающие игры с каштанами

С каштанами можно не только веселиться, но и играть в развивающие игры.

Игры для детей 1–1,5 года

«Собери в ведерко». Для крошек, которые только-только научились ходить, даже просто сбор каштанов будет замечательным упражнением, тренирующим координацию движений, умение бойко топать, уверенно наклоняться и приседать. Пусть под вашим наблюдением малыш собирает каштаны и желуди на улице. А потом организуйте игру дома: рассыпьте «сокровища» в комнате на полу, выдайте крохе ведерко или корзинку – и пусть тренируется. Можно и стишок про мишку косолапого приговаривать. Помните?

Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою – топ!

«Отнеси каштанчик!» Рассадите в разных местах комнаты любимые игрушки малыша: куклу, собачку, мишку, лошадку… А потом давайте крохе словесные команды: «Отнеси каштанчик собачке! Отнеси лошадке веточку!» Так ребенок будет не только совершенствоваться в навыках ходьбы. У него будет развиваться понимание речи взрослого, умение выполнять действия по команде.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Игрушки для детей 1 года и старше

 

Игры для детей 1,5–2 года

«Найди такой же». Разложите на полу несколько собранных на улице сокровищ: каштан, желудь, шишку, веточку, камешек, листочек… Точно такой же набор сложите в корзинку или сумочку. Доставайте по одному предмету, показывайте малышу и просите отыскать «такой же каштанчик» или «такую же веточку». На первых порах помогайте крохе: «Вот каштан! Мы его нашли! Ура!»

Желудевые фигурки. Из желудей и каштанов можно выкладывать разные фигурки. Например, геометрические – круг, квадрат, треугольник. Или буковки и цифры. А можно сложить контур домика, деревца, собачки, смешную рожицу… Одним словом всего, что подскажет вам фантазия. Скорее всего, сначала будет складывать только мама, а малыш – наблюдать за процессом, возможно, помогать, а может, напротив – все ломать. Потом и он захочет попробовать. Пусть выложит что-нибудь, а мама угадает или придумает, на что это похоже. Малыш утверждает, что это бесформенное «нечто» – машинка? Или улитка? Почему бы и нет? Восторгаемся поделкой и хвалим маленького конструктора!

Игры для детей 2–3 года

Желуди и шляпки. Для игры вам понадобятся желуди и их «шляпки» (в ботанике они называются «плюска»). Представьте вместе с малышом, что желуди – это маленькие человечки, которые потеряли свои шляпы. Подберите каждому желудю подходящую по размеру шляпку. В игре малыш будет учиться соотносить предметы по размеру.
Забавная мозаика. Фигурки из желудей мы уже выкладывали. А теперь попробуем делать разные узоры. Выложите из осеннего природного материала какой-нибудь узор и попросите малыша рядышком его повторить. Так кроха будет учиться выполнять задания по образцу. Можно познакомить малыша с понятием симметрии: если в этом углу рисунка лежит желудь, то нужно положить его и в противоположный угол. Выложите половинку рисунка, а ребенок с вашей помощью пусть «достроит» вторую часть симметрично. И, конечно, пусть кроха выкладывает свои собственные узоры, безо всяких образцов, развивая фантазию, воображение и моторику.

Математика для детей

Математика – это ведь не только счет. Хотя, как раз каштаны и подобные предметы – лучший материал для пересчитывания. Конечно, считать мы тоже будем. А еще поиграем в интересные и полезные околоматематические игры, которые будут развивать мышление малыша.

Игры для детей 1,5–2 года

Парочки. Эта игра познакомит кроху с понятием «одинаковые». Выложите на стол по два каштана, шишки, желудя и т.п. А потом вместе с малышом подберите парочки одинаковых предметов. Когда малыш хорошо разберется, что к чему, предложите ему находить парочки одинаковых осенних листьев, собранных во время прогулки. Пусть найдет два листа клена, каштана, дуба, березы и т.д.

«Мы делили апельсин…» Конечно, малыш пока еще не поймет, как разделить нужное количество каштанов поровну между игрушками. Но мы будем постепенно готовить его к этому пониманию. Рассадите игрушки в круг, возьмите горстку каштанов или желудей и попросите ребенка раздать каждой игрушке по одному каштану. Сначала делайте это вместе, а потом кроха и сам разберется, что к чему. Можно приговаривать стишок:

Мы делили апельсин,
Много нас, а он – один,
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для чижа,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура!
Разозлился волк – беда,
Разбегайтесь кто куда!
(Л. Зубкова)

Игры для детей 2–3 года

Что лишнее? Положите перед малышом несколько каштанов и один желудь. Пусть кроха попробует разобраться, что здесь лишнее. Если ребенок еще не понимает слово «лишнее», подскажите ему: «Вот у нас семейка каштанчиков. А вот желудь. Что лишнее? Желудь лишний! Давай уберем его…» А потом среди желудей спрячется каштан, а потом красный кленовый листочек или камешек… Постепенно малыш поймет, что вы от него хотите, и будет с легкостью справляться с подобными заданиями.

«Умные окошки». Нарисуйте на листе картона домик с тремя рядами окошек по три в каждом. Дайте малышу три каштана, три желудя и три шишки (или, скажем, орешка) и расскажите, что это – жильцы домика. Каждый живет в своей квартире и выглядывает в свое окошко. Пусть сначала малыш расселит «жильцов» так, как захочет. Потом расскажите крохе, что на каждом этаже живет один желудь, одна шишка и один каштан. Пусть «переселит» жильцов согласно этому требованию. Когда все получится, усложним задачу. Теперь нужно сделать так, чтобы в каждом столбике «жильцы» не повторялись. Удастся ли малышу такое «расселение»?

Сортировочки. Ну, вот мы и доросли до игр-сортировок. Конечно, можно просто попросить ребенка разобрать каштаны, желуди и грецкие орехи на три кучки. Но лучше эту математическую манипуляцию как-то обыграть. Например, рассказать, что поросенок любит желуди, белочка – орешки, а кукла Таня хочет сделать из каштанов бусы. Поэтому очень нужно вот эту кучку осенних даров распределить между игрушками правильно. Конечно, добрый малыш не откажется помочь своим друзьям! Или можно взять три машины и разложить груз в три кузова… Вы наверняка придумаете еще множество увлекательнейших вариантов.

Ритм. Природный материал даст малышу первые представления о последовательности. Расскажите крохе, что кукла Катя захотела сделать бусы и начала нанизывать на ниточку: один желудь, один каштан, снова желудь, снова каштан. Рассказывая, выкладывайте цепочку на столе или на полу. Потом Кате позвонила подружка Маша, и бусы так и остались не нанизанными. Предложите малышу продолжить цепочку. Когда такой простой ритм будет освоен, усложняйте задачу – чередуйте разные предметы в разных последовательностях и количествах. Пусть малыш учится находить в ваших цепочках повторяющиеся фрагменты и продолжать их дальше самостоятельно.

«Раз – каштан, два – каштан». Каштаны и желуди – замечательный счетный материал. Можно придумать множество способов, чтобы малышу было интересно их пересчитывать. Например, такой. Пусть маленький математик подставит ладошку и будет выкладывать на нее по одному желудю или каштану и считать. Сколько желудей поместится в ладошку и не упадет? А, может, в следующий раз удастся побить рекорд? А сколько поместится в мамину ладошку? А в папину?

«Белкины запасы». Тоже посчитаем, но сначала сыграем в подвижную игру. Оборудуйте «белкино дупло». Это может быть просто ведерко, возле которого сидит игрушечная белочка. А можно сделать интереснее: на большом листе бумаги или старых обоев нарисуйте ствол дерева, прорежьте дупло, с другой стороны приклейте скотчем детское ведерко или обрезанную пластиковую бутылку. Теперь предложите крохе помочь белке сделать запасы на зиму. Пусть берет по одному желудю или орешку из кучки, сложенной в одном конце комнаты, и относит в «дупло» в другой конец. Если ребятишек двое, можно устроить соревнования. Один носит желуди, другой – орешки. Или шишки. Затем достаем белкины запасы из дупла и все вместе пересчитываем.

«Точно по счету!» Помните, мы уже возили каштаны в кузове грузовика? А теперь поиграем еще интереснее. Ваш маленький водитель будет получать задание для рейса. Выдайте ему карточку, на которой нарисован один каштан, два или три. Это будет обозначать, что за один раз в грузовике можно перевозить только такое количество каштанов. Если кроха пока плохо справляется со счетом, помогайте ему. Ведь для того мы эту игру и затеяли, чтобы освоить самые первые азы математики! «Посмотри, здесь нарисовано два каштана. Это значит, мы должны привезти на склад два каштанчика. Одни, два, поехали!» Постепенно малыш сам начнет ориентироваться в количестве и станет всякий раз с увлечением отсчитывать нужное количество «груза». А потом можно попробовать возить по четыре каштана, по пять и т.д.

Умелые ручки

Шишки, желуди, каштаны – замечательный материал для поделок! Особенно симпатичными получаются человечки и разные зверушки. Из готовых фигурок можно сделать настоящую осеннюю выставку. А подставкой для них станет лист плотного картона, покрытый мхом, кусочками коры, сосновой хвоей – будет похоже на лесную полянку…

Игры для детей 1,5–2 года

Театр-минутка. Нарисуйте маркером на желудях забавные рожицы (или приклейте наклейки) – и вот уже они превратились в актеров театра. С помощью таких актеров можно разыграть любую известную малышу сказку. Например, каштанчик может быть Колобком, а желуди – остальными героями. Просто представим вместе с крохой, что это медведь, заяц, волк и хитрая лисичка.

«Пластилин-волшебник». Малышу пока еще будет слишком сложно самому мастерить полноценные поделки из желудей и каштанов. Но зато он сможет создать какой-нибудь необычный образ с помощью пластилина. Пусть отрывает кусочки пластилина, делает из них лепешки, колбаски, шарики и приклеивает их на каштаны. Так можно сделать каштану забавную рожицу, нарядить в шляпу-блин, прилепить ушки-ручки-ножки, надеть на него пластилиновую одежду. Или просто украсить каштаны, желуди и шишки яркими пластилиновыми пятнами.

«Осенний лес». Предложите малышу сделать лес. Для этого соберите во время прогулки небольшой букетик опавших листьев. Теперь берем лист картона и с помощью пластилина приклеиваем листья за «хвостики» так, чтобы они стояли вертикально. Лучше делать «лес» из мелких листиков березы, тополя, дуба. Если вы собрали листья клена или каштана, приклейте к ним скотчем деревянные шпажки, чтобы они стояли ровно. Вот вам и лес! Теперь заселите его желудевыми лисичками и каштановыми ежиками.

Игры для детей 2–3 года

«Палочки-выручалочки». Чтобы мастерить интересные поделки, малышу понадобится помощь взрослых. Для того чтобы соединять каштаны и желуди между собой, в них шилом делают отверстия, в которые вставляют спички. Так можно присоединить желудь-голову на каштан-туловище, сделать ножки и ручки из спичек или палочек, прикрепить ушки и т.п.

«Гусеница и компания». Но можно соединять каштаны и без палочек. Нам поможет все тот же пластилин. Например, у малыша выйдет симпатичная гусеница, если он склеит с помощью пластилина цепочку из каштанов. Три каштана, поставленные один на один, – вот и снеговик. Можно соединять пластилином желудевые головки и туловища. И даже ручки-ножки-хвостики тоже приклеивать пластилином.

Всевозможных игр с природным материалом так много, что хватит не на один день веселых занятий. А если вы дадите крохе возможность беспрепятственно «возиться» с собранными на прогулке шишками, каштанами, желудями, он наверняка найдет еще с десяток интересных применений своему богатству и выдумает множество новых затей. Играйте с удовольствием!

Юлия Ильяшенко, г. Харьков

www.2mm.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*