Home » Психология » Снимаем стресс вместе с детьми

Снимаем стресс вместе с детьми

Данная разработка поможет в игровой форме снять стресс у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Что такое стресс

Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые. Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельными шагами, поступлением в первый класс и многим другим. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. Полностью уберечь ребенка от всех трудностей невозможно, однако в силах родителей научить малыша правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением.

Как проявляется стресс у детей

Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

Причины и источники стресса у детей

К потенциальным источникам стресса у детей относятся в том числе:

  • расставание с близкими и родителями (посещение сада);
  • переезд семьи;
  • давление со стороны сверстников;
  • резкие перемены в распорядке дня;
  • начало и конец учебного года;
  • чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.

Школа. Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется — школьная фобия, а поп­росту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребенок при­вык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно «страшным» уроком у него может все время бо­леть голова, подниматься давление. В подростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства свер­стников.

В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же аг­рессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится-то он учителя, а третирует близ­ких. Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается — чаще из-за неп­риятия одноклассниками. Все тоже самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредото­читься, которая так раздражает многих родите­лей. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобрав­шись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребен­ка из стресса, придется обратиться за психологической консультацией.

Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из неблагополучных семей или тех, где нет насто­ящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные». Банально, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более за­щищенными. Другое дело, что скатывание в двой­ки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

«Снимаем стресс вместе с детьми»

«Обзывалки»

Мама и ребенок встают друг напротив друга и кидают друг другу мяч. Когда ребенок кидает, он может назвать маму «обидным словом», которое на самом деле разрешено, например, «Ты – капуста!».

«Пыль»

Предложите ребенку выбить пыль из подушки. Пусть он колотит её, кричит.

«Борьба на подушках»

Включите весёлую музыку, возьмите в руки подушки и слегка подеритесь ими. Но родители четко должны установить правила – не бить руками, не кричать обидные слова.

«Снежки»

Предложите ребенку комкать листы бумаги и бросать ими друг в друга.

«Салют»

Ребенок рвет бумагу и с силой бросает её вверх. Потом все вместе убирают мусор с пола.

«Мячик, катись»

Теннисный мячик кладется на ровную поверхность. Ребенку предлагают сдуть его, чтобы он прокатился по траектории. Игры с участием дыхательных элементов психологи считают самыми эффективными.

«Лягушка»

Если малыш любит купаться, предложите ему дуть на поверхность воды, чтобы получились волны. Усилия ребенка должны быть достаточно интенсивными.

«Ураган»

Сядьте напротив ребенка и предложите ему вас сдуть. Пусть он наберет в легкие побольше воздуха и как следует, дует на вас – мама при этом делает вид, что сопротивляется потокам воздуха.

«Упрямый барашек»

Малыш ложится на пол и с силой выпрямляет ноги, в воздух или бьет ими об пол. На каждый удар он может говорить «Нет!»

«Снимаем стресс вместе с детьми»
г. Архангельск. 2016 г.
МБДОУ №11 «Полянка»
Прялухина И.А.

Прялухина Ирина Александровна
https://multiurok.ru/files/snimaiem-striess-vmiestie-s-diet-mi.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*