Детская психика и нервная система ещё только формируются, поэтому большинство детей очень впечатлительные. Какая-нибудь мелочь (с точки зрения взрослых) может вывести ребёнка из душевного равновесия.
Гнев, злость, раздражение, страх, душевная боль — слишком сильными бывают эмоции у детей, они не могут с ними справиться (многие не могут, даже став взрослыми). «Ну, оторвалась у мишки лапа, стоит ли из-за этого так рыдать? Вот уж горе!» — недоумевают взрослые.
Обычно эмоциональный всплеск проходит без следа, ребёнок отвлекается, успокаивается, забывает, особенно если рядом есть чуткий взрослый, который ему поможет.
Но у некоторых особенно ранимых детей эмоциональные срывы бывают довольно часто. Загонять чувства вглубь, подавлять — опасно. Лучше дать им выход безопасным для ребёнка и окружающих способом. Разговорите малыша. «Ты обиделся? А как ты думаешь, почему он (обидчик) это сделал? Ты считаешь, он это нарочно?» Ребёнок должен почувствовать вашу поддержку и понимание, нельзя оставлять его наедине с его горем. Дайте ему понять, что он вправе испытывать отрицательные эмоции, как и каждый человек. Постепенно он научится проявлять их цивилизованным способом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как научить ребенка выражать свои эмоции
Активным детям, когда они злятся, желательно дать возможность выплеснуть свой гнев физическими движениями — пусть рвёт газеты, швыряет на пол подушки или игрушки, бьёт по мячу или пинает диван — любая безопасная деятельность хороша. Предложите устроить соревнование — кто дальше прыгнет, сильнее ударит по мячу, громче крикнет. Общеизвестно, что японцы устанавливают резиновое изображение начальника, чтобы оскорблённый подчинённый мог его попинать. И взрослые дяденьки это делают с наслаждением, а потом спокойно идут работать. Сильным эмоциям нужно давать выход. Если не хотите неврозов и депрессий…
Для детей чудодейственным средством является игра. Можно вместе с ребёнком проиграть травмирующую ситуацию с куклами, мягкими игрушками, машинками. Для начала возьмите на себя роль «пострадавшей стороны», то есть своего ребёнка. Говорите от имени его любимой игрушки: «Я плачу (сержусь, злюсь и т. д.), потому что…». Пусть ребёнок поможет игрушке, утешит, посоветует. Если у него не найдётся слов, задавайте наводящие вопросы: «А может, мне… (сделать то-то, сказать и пр.)». Можно выступить в роли «игрушки для битья» — не слушайтесь своего хозяина, перечьте, раздражайте. Пусть малыш выплеснет свой гнев на непослушную игрушку. Сюжет игры и роли зависят от ситуации.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гаджеты ухудшают способность детей распознавать чужие эмоции
В игре малыш имеет власть, какой у него нет в реальной жизни. Он может наказывать, восстанавливать справедливость, выказывать страх, о котором боится сказать родным. В игре вы увидите, каким видит мир и свою семью ваш ребёнок.
В ролевых играх вы получите возможность узнать, какие проблемы беспокоят ребёнка. Хулиган в группе? Злая воспитательница? Ревность к старшему/младшему братику/сестричке? Семейные скандалы?
Выслушайте своего ребёнка, он так хочет быть услышанным! Как и все мы…
Источник: www.epochtimes.ru