Почему ребенок не хочет читать? Выявляем причины и ищем решения
Чтение — это как езда на велосипеде. Если едешь слишком медленно — упадешь; если не умеешь быстро складывать слова в предложении — мало что поймешь. Но если не преодолеть этот начальный, самый трудный этап, то так и не научишься осваивать большие объемы текста. А из этого произрастет целый букет проблем.
Чтение — самый важный предмет в начальной школе. Хорошие отметки — это оценка скорости, с которой ученик справляется с заданием. А как выполнить задание, если ты с трудом понимаешь, что от тебя требуется?
Хроническая неуспеваемость наносит серьезный ущерб самооценке ребенка. А самооценка определяет все: пойдет он учиться дальше или не пойдет, на какую работу устроится, какую семью создат…
Книги vs. компьютер и телевизор
В прессе часто пишут о том, что младшеклассники не любят читать из-за чрезмерного увлечения компьютерными играми и телевизором. Тем не менее, на свете полно детей, которые очень любят книги, и в то же время пользуются интернетом и смотрят телевизор. Есть дети, которые вообще не знают, что такое домашняя техника, но это не прививает им любви к чтению.
Совместное с родителями чтение книг помогает социализации детей
Проблемы начинаются, когда родители не хотят или не могут заниматься с ребенком и подменяют себя видеоиграми и мультфильмами. Но в такой ситуации малыш не будет читать, даже если в доме не останется устройства сложнее кофемолки.
Как возникает любовь к чтению
Люди с охотой занимаются тем, что приносит радость. Формула любви к чтению выглядит так: желание читать равно удовольствию, поделенному на затраченный труд. Чем интереснее история и чем легче она дается ребенку, тем охотнее он берется за книгу.
На начальном этапе чтение требует больших трудозатрат: ребенку надо довести его до автоматизма — только тогда он перестанет сражаться со словами и сможет обратить внимание на смысл. До появления автоматизма крайне важно не усложнять задачу, иначе разрыв между трудом и удовольствием будет еще больше, и это приведет к новому витку сопротивления. Если же родители и учителя умело наращивают удовольствие от чтения, то тогда малыш занимается гораздо охотнее.
Тексты не подходят по возрасту
Многие дети отказываются читать, потому что им навязывают неподходящие по возрасту тексты. Так, в одной из московских школ второклассникам задают учить наизусть стихотворение Есенина «Черемуха».
В начальных классах детям нравятся истории, а не образы. Они любят смешное, динамичное и «неправильное». Например, стихи Григория Остера. А неподходящие по возрасту тексты низводят удовольствие от чтения до нуля. Дети механически зубрят непонятную, с их точки зрения, абракадабру, и это лишь закладывает в головы стереотип: «Поэзия = скука».
Если ребенок попадает в такую ловушку, надо разделить «наше чтение» и «не наше», а малышу объяснить, что иногда мы просто вынуждены следовать правилам. В противовес можно поставить подходящие по возрасту книги: например, замечательные сказки детской писательницы Кати Матюшкиной.
Образование родителей влияет на речь ребенка
Типичные ошибки родителей
Типичная картина: ребенок с охотой слушает сказки, но сам категорически отказывается читать — хотя знает все буквы. Возможно, родители предлагают текст со слишком длинными словами. Большинство слов в русском языке многосложные, и ребенку непросто осилить даже ля-гуш-ку или ска-мей-ку. Дело пойдет, если подбирать тексты, состоящии из коротких слов: «У нас есть кот. Он ест лук и пьёт сок».
Если в тексте много незнакомых слов, ребенок теряет нить повествования. Выход из ситуации: заранее объяснить значение непонятных слов. Например, берем Чуковского и сразу говорим, что такое «гоголем-моголем подчует». При этом закладывается полезная привычка: ребенок учится не пропускать непонятное, а находить ему объяснение.
Психологи: заставлять ребенка читать нельзя
Бывают ситуации, когда родители во время чтения начинают ругать ребенка за бестолковость или приводить в пример чужих детей. В результате книга становится символом стресса.
При этом ребенок далеко не всегда виноват в том, что у него не получается. Скажем, если ребенок делает большие перерывы в чтении, умение читать идет на спад. Заниматься надо ежедневно — только тогда будут положительные результаты.
Как подбирать книги и заниматься с детьми
Никто не приходит в этот мир с врожденной страстью к литературе. Любовь к ней возникает при соблюдении ключевых условий:
* кто-то из взрослых регулярно читает с ребенком;
* занятия проходят в доброжелательной атмосфере;
* книги подходят ребенку по возрасту и соответствуют его интересам.
Гаджеты мешают детям общаться и учиться
Если ребенок утверждает, что ему ничего не интересно, то надо подбирать книги, связанные с недавно пережитым положительным опытом. Например, рассказы о дне рождения, походе в цирк и т.п.
Если ребенок с увлечением играет на iPad, его могут заинтересовать интерактивные книги с анимированными иллюстрациями. Например, такие, как «Эльфишки».
Комиксы помогают детям постарше преодолеть страх перед чтением, а хорошие аудиокниги, особенно с продолжениями, могут настолько увлечь нечитающего ребенка, что он волей-неволей возьмется за книгу — лишь бы узнать, чем все кончилось.
Специфика развития памяти у дошкольников
Наилучшие результаты достигаются, если взрослые не просто читают, но и обсуждают с детьми прочитанное. При этом ребенок учится аргументировать свою точку зрения и сравнивать свои мысли с мыслями других. Такие занятия дают ощущение собственной значимости: ребенка слушают, его мнением интересуются, и все это связано с процессом чтения. Таким образом, в сознании закрепляется положительный образ книги, и чтение прочно ассоциируется с удовольствием.
Эльвира Барякина
https://eva.ru/kids/articles/kid’s_reading