В Чапаевской детской школе искусств № 1 на художественном отделении обучается более 80 человек. Дети изучают живопись, графику, лепку, и все они обязательно проходят через «лоскутное шитье» и «традиционную народную куклу». Обучает их этому преподаватель декоративно-прикладного искусства Татьяна Маженкова.
Традиционной народной куклой Татьяна Маженкова занимается больше двадцати лет. «И чем больше изучаю, — говорит она, — тем больше удивляюсь мудрости, которая заложена в кукле. Игрушкой для детей кукла стала в более позднее время. В древности же это были идолы, которым молились и просили урожая, доброй погоды или дождя. Существовали куклы-обереги, например, женщина, готовящаяся стать матерью, делала маленькую куколку и клала ее в люльку. Считалось, что люлька не должна быть пустой. Когда рождался ребенок, кукла оставалась с ним. Существовали и куклы, которых делали к праздникам, наиболее нам известная обрядовая кукла — Масленица, а были и другие, например, Купавка, ее делали на праздник Ивана Купала и сплавляли по реке, Коляда – с которой ходили колядовать. У каждой куклы было свое предназначение. Ни одна не делалась просто так».
В кабинете у Татьяны Маженковой рядком стоят круглолицые, сшитые из разноцветных лоскутов обереговые куклы, похожие на дородных тетушек. «Вот Благополучница – маленькая, но с очень большим смыслом, — рассказывает мастерица, — такую куклу дарили с пожеланием богатства в доме. Особенность в том, что внутри нее зашита монетка достоинством «пять», пять рублей или пять копеек – неважно. А узелок в виде скрещенных на груди рук имел магическое значение: когда человек делал эту куклу, он все добрые мысли и пожелания «завязывал» в этот узелок».
Еще одна кукла – Кубышка-травница. Подобные куклы не только оберегали, но еще и лечили. Само название говорит о том, что кукла наполнена лечебными травами. Плохой сон – делайте травницу. Внутрь куколки закладывается мята, валерьяна, мелисcа. Перед тем, как ложиться спать, пошевелите ее, вдохните аромат трав и спите спокойно. На Кубышке–травнице вышиты определенные символы, в основном это солярные (солнечные) знаки – круги, кресты, розетки, оберегающие хозяина. На донышке куклы вышит знак «Одолень- трава», изгоняющий хворь. Такую куклу также вешали и над кроватью больного.
«А вот Крупеничка-зерновушка, потому что она набита зерном, — говорит Татьяна, — маленькая, но очень весомая, в ней больше стакана крупы. По такой кукле судили о благополучии семьи. Ее делали по осени, после сбора урожая, и ставили в амбаре. По наличию Зерновушки можно было понять — есть ли достаток в доме. При необходимости куклу можно было распустить и сварить из нее кашу. Или достать зерно для следующего посева».
Все обереговые куклы делались безликими. Это важная деталь. В древности считалось, что такая кукла не сможет стать двойником человека, и с ее помощью нельзя будет ему навредить. Кроме того, в куклу, не имеющую черт, никогда не вселится злой дух.
О каждой кукле рассказать можно многое. Специально для выставки «Самарский сувенир», прошедшей в рамках фестиваля «Рожденные в сердце России», в мастерской Татьяны разработали сувенирные упаковки. На каждой изложена информация о конкретной обереговой кукле, о ее предназначении.
«В последнее время повысился интерес к ремеслам и народным промыслам, в том числе и к народной кукле, а в нашей школе изготовлением занимаются не только учащиеся, но и родители», — говорит Татьяна. Несколько лет назад в чапаевской школе разработали проект «Вместе о главном», в рамках которого стали проводить мастер-классы для мам, а в последние время к процессу подключились и папы, которые с удовольствие вертят кукол. Между прочим, обереговых кукол не шьют, не мастерят, а именно вертят.
«Существовали свои правила изготовления. Куклу надо было делать в один прием и не на столе, а на коленях. Делали, как правило, из старой одежды мамы или папы, считалось, что эта одежда несет в себе положительную энергию. При изготовлении куклы не применяли ножницы и иголки, и это очень важно. К тому же старые, изношенные тряпочки были мягкими, они легко отрывались. Их рвали на лоскуты и вертели, причем по часовой стрелке и определенное количество раз. Во время изготовления куклы читали заговоры либо молитвы. То есть для того, чтобы получить настоящий оберег, необходимо соблюсти очень много нюансов».
Каждая кукла, как говорит Татьяна Маженкова, имеет свое обережное значение, и все они связаны с главными событиями в жизни человека. Также считается, что, присутствуя в доме, такие куклы создают добрый эмоциональный фон. К сожалению, у самой мастерицы куклы не приживаются. «Я их раздаю, — говорит Татьяна, — если я вижу, что человеку понравилась кукла, я с удовольствием расстаюсь с ней. И не сожалею об этом. Не жалею и когда делюсь информацией, своими секретами и мастерством».