Home » Воспитание в семье » Тренируем память трехлетки

Тренируем память трехлетки

При оценке умственных способностей ребенка одним из важнейших критериев является развитие его памяти. Это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания взрослые уделяют формированию различных видов памяти малыша, тем выше его интеллектуальный потенциал. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.

Тренируем память трехлетки

Тренируем память трехлетки

В раннем возрасте процессы восприятия и запоминания слиты, и лишь к трем годам формируются устойчивые мозговые структуры, отвечающие за процесс запоминания. С точки зрения психологии раньше всего дети сохраняют в памяти выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятой информации, выраженной в словах.

Два притопа, три прихлопа

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, ползать и ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д. С течением времени работа двигательной памяти становится все более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определенном порядке более сложные движения. Это конечно же требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает малышу последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие памяти у детей

Двигательную память развивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку поиграть в «Позы». Вы, переходя из одного места комнаты в другое, принимаете в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть не менее пяти). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом — в обратном.

Существует другой вариант этой игры. Когда вы хлопаете в ладоши, ребенок должен принять определенную позу. Один хлопок — поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка — поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му»).

Вкус лимона и коготки кошки

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус лимона, запах мандаринов и елки, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память — память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наибольшее значение имеют зрение и слух, лучше всего обычно развиты зрительная и слуховая память.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие психических функций у детей

Эмоциональная память, или память чувств, хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим миром, предостерегает от возможных опасностей или же, наоборот, подталкивает к действиям. Например, если ребенок обожжется о горячий утюг или будет исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов. Бывает, что ребенок просит вас о просмотре определенного фильма, который он уже много раз видел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что этот фильм очень смешной. Так действует память чувств.

Существуют специальные упражнения и занятия, развивающие эмоциональную память. Например, когда вы находитесь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, чаще обращайте его внимание на окружающие пейзажи, звуки и запахи, наполняющие природу. Очень важно, чтобы малыш запоминал свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, экскурсии, похода в театр, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут ему не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся в детском возрасте.

Круглый, холодный и тяжелый

Для развития ребенка очень важна тактильная память, то есть способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Дети с высокоразвитым тактильным восприятием реже испытывают трудности в обучении.

Упражнением для тренировки этой памяти может стать игра «Чудесный мешочек». Сначала попробуйте упрощенный вариант этой игры. В непрозрачный пакет кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, мягкого медвежонка, пластмассовую или резиновую игрушку, пуговицу, металлический шарик, деревянный кубик и т.д. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. В первый раз ребенок может сам складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. В следующий раз дают уже наполненные мешочки. Игру надо усложнять. Ребенку завязывают глаза, по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.

Запомнить и вспомнить

Для ребенка очень важно сохранить легкость непроизвольной памяти и одновременно овладевать секретами памяти осознанной. Кроме того, он должен научиться формулировать свои мысли, свободно и правильно говорить на разные темы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Природная грамотность и условия ее формирования

Когда вы читаете детские книжки, время от времени останавливайтесь и задавайте ребенку вопросы о том, что вы уже прочитали. Это надо делать, так сказать, ненавязчиво: «Что-то я забыла, как волк появился в лесу. Ты случайно не помнишь?». Через день-два можно предложить малышу вспомнить прочитанную сказку или историю. Пусть ребенок предложит вам короткий или подробный вариант пересказа. То же самое можно делать после просмотра мультфильма. Правда, пересказать мультфильм некоторым детям будет труднее, чем текст книжки, ведь придется переводить зрительные образы в слова. Не забывайте спрашивать, как выглядели герои мультфильма, как они были одеты, что говорили, как можно оценить их поступки.

Больше разговаривайте со своим ребенком о чем-то пережитом, увиденном и услышанном некоторое время назад. Предметом обсуждения может стать все что угодно — от вчерашнего праздника в детском саду до поездки месячной давности к бабушке на дачу. Пусть малыш вспоминает прошлые события и пересказывает их, обязательно делая свои замечания и давая оценки.

Развиваем память играючи

Развиваем память играючи

Развиваем память играючи

Существуют многочисленные познавательные игры, в которые можно играть в семейном кругу или в компании друзей ребенка. Число участников не ограничено: чем больше, тем лучше для развития памяти. Например, суть одной такой игры состоит в том, что каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими игроками, и добавляет что-то свое. Выбывает тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке или пропустит хотя бы одно слово.

Например, вас трое. Папа говорит: «Я положу в корзину собаку». Мама: «Я положу в корзину собаку и верблюда». Ребенок: «Я положу в корзину собаку, верблюда и осла». Снова папа: «Я положу в корзину собаку, верблюда, осла и слона» и так далее. Каждый раз игра проходит по новой теме, например: животные, овощи, посуда и т.д. Малыш тренирует свою способность запоминать и узнает новые названия растений, инструментов и т.п. Безусловно, в первый раз ребенок выйдет из игры очень быстро. Но это не беда. Свою память он может легко развить, приложив небольшие усилия. Чаще играйте в эту игру, и вскоре вы удивитесь полученному результату.

Постарайтесь сделать все занятия с ребенком игровыми, веселыми и интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего малыша не только память, но и мышление, речь, воображение и восприятие.

Татьяна ПОРЕЦКИХ

www.devichnik.ru

One thought on “Тренируем память трехлетки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*

онлайн курс по бухучету