В ходе миграции населения из сельской местности в города существенно изменился характер социальных связей и отношений, в который включен человек. Углублялся разрыв поколений, что приводит к нарушениям в деятельности механизма вертикальной культурной трансмиссии. Человек лишился социальной поддержки – одного из основных механизмов преодоления стрессов.
Тенденция распада традиционной семьи — в города мигрируют молодые люди, не приспособленные к городской жизни, требующей резкой адаптации. Они могут сохранять связи со своими сельскими родственниками, но влияние главы патриархального клана постепенно сходит на нет, и не заменяется новыми субъектами и формами контроля за действиям молодого человека. Соответственно возникает угроза потерь ранее накопленных моральных ценностей и деформации старого образа поведения.
После переезда молодых людей в города, в сельских районах остаются женщины и старики. Разрыв семейных уз отрицательно сказывается на возможностях внутригрупповой защиты и поддержки. Рождаемость и качество жизни падают.
Урбанизация сопровождается принципиальными трансформациями института семьи: традиционная семья уступает место городской.
50-60 лет назад в России преобладали патриархальные отношения, многодетные, сложные по составу семьи. Сейчас 3\4 всех семей — городские. Сельские семьи тоже приблизились к городским (стало меньше детей). Изменился размер и состав семьи. Проще отношение к заключению и расторжению брака, появлению детей, возросло многообразие форм семейной жизни и жизненного устройства, меняются представления о семейных ролях и морали.
Традиционное доиндустриальное общество — семья представляла собой самостоятельный организм, выступающий одновременно и хозяйствующим субъектом и основным институтом социализации молодых поколений, и общностью, обеспечивающей социальную поддержку индивиду, действующую как механизм адаптации к стрессовым ситуациям. В современном мире семь утратила большую часть этих функций.
Важнейшее социально-психологическое последствие модернизации — переориентация индивида с внутрисемейных на внесемейные связи. Семья сохранила позиции только в сфере обеспечения социальной поддержки личности. Три основные трансформации:
- Нуклеаризация семьи, сокращение числа детей. Ослабевает значение родстенных связей.
- Изменяется значение внешних по отношению к семье регуляторов поведения (религия, традиция, обычай): традиционные ценности расширенной семьи стали менее значимыми по сравнению с нормами поведения, выработанными членами семьи в ходе совместной жизни.
- Эгалитаризация семьи, внутрисемейных отношений от взаимодополняемости к взаимозаменяемости, перераспределение власти и обязанностей.
Последствия разные. Семейные сети как фактор социально-психологической поддержки и экономической помощи в современной России. Тема социальных сетей в России играет роль стабилизирующего фактора и в экономической жизни, что частично компенсирует кризис государственных социальных институтов.
Женские сети более эффектны по частоте контактов (но не по эффективности), женщины чаще получают помощь от родственников, и особо от матерей. Отношения с матерью для многих на всю жизнь остается важнейшим эмоциональным и материальными ресурсом. Помощь оказывается при первом трудоустройстве, потом с детьми, материальные трансферы.
Материнская помощь — особый элемент социальной сети. Доминирование в России если недетоцентричной семьи, то во всяком случае детоцентричной женской судьбы. Если родители живут вместе, то помощь может пониматься как обобщенно родительская, но чаще мать выходит на первое место, потому что ее помощи разнообразнее — деньги и труд. Помощь выросшим детям придает смысл жизни женщин старших возрастов, являясь основным источником позитивного утверждения и их идентичности.
От отцов чаще всего помощь при трудоустройстве. И дело не в материнской самоотверженности, а в том, что в большинстве семей материальными ресурсами занимаются женщины. В советский период большинство семей было матрилокальными и это поддерживало тесный паттерн связей прежде всего дочерей с матерями.
Различается качественный состав мужских и женских сетей. Мужчины в полтора раза чаще получают помощь от коллег, чем от родственников. Женщины от тех и других. Женщины более мужчин погружены в мир родственных связей, а для мужчин более характерна корпоративность как основа поддержки личных отношений.
Мужские сети более профессионализированы и специализированы, более эффективны как трудовые стратегии. Это отражает большую роль сфер работы и профессии в мужских мирах, когда даже неформальные отношения сохраняют профессиональную окраску, и таким образом личная и трудовая части их жизни взаимодополняют и поддерживают друг друга.
Возраст — значимый фактор для характера социальных сетей. Только в младшей возрастной когорте (18-25лет) объем мужской помощи превышает объем женской (от отцов), в остальных возрастных группах объем женской помощи больше.
Для молодежи сетевой ресурс изначально определяется возможностями родительских семей, что естественно. Затем по мере взросления происходит дифференциация: у ориентированных на стабильность она надолго остается такой же с преимущественной ролью родственных контактов; у тех кто склонен к риску и стремится к раней вертикальной или горизонтальной карьере, быстро нарастают свои сети — у юношей и девушек одинаково.
Взаимосвязь работы и семьи четко видна по исследованиям экстремальных профессий, которые предъявляют жесткие требования человеку.
Англичане — шахтеры и экспедиционный рыбный промысел. Опасная работа, связанная с высоким уровнем травматизма, требует тесного взаимодействие на работе, когда ошибка одного чревата смертью для остальных. Мужчин она привлекает — хорошо оплачивается и считалась работой для настоящих мужчин. Но они одновременно ненавидели многие ее аспекты- забвение в алкоголе во время походов по клубам. Ожидает что трудности компенсируются в семье, жена будет кормить и ублажать его, практически ничего не требуя в замен. Отношение к прислуге.
В некоторой степени отношение к работе зависит от того, какую роль играет семья в его жизни. Можно было предположить, что тем меньше сосредоточен на работе, тем большую роль будет играть семья в его жизни, и рассматривать жену как спутницу жизни. Но это непонятно.
Профессия мужчины определяет его положение на рынке (доход, безопасность, карьерные возможности) и это влияет на отношение между мужьями и женами. Мужья, стоящие выше на профессиональной лестнице, располагают большими ресурсами для своих семей.
Процесс ролевых торгов — та степень контроля которую семья может осуществлять по отношению к своим членам, зависит частично от из способности к ведению торга, то есть к размеру благ и преимуществ, предлагаемых каждым членом другим.
Семья рабочего имеет немного ресурсов для управления своими членами. В отличии от сельскохозяйственного сообщества когда сыновья экономически зависят от отцов, промышленное общество предложило сыновьям экономическую независимость и шанс улучшить материальное положение. Отцы из высших классов предлагают своим сыновьям экономические преимущества и социальное положение, врядли сыновья смогут получить это вне семьи. Это ресурс влияния на сыновей.
Отсюда вывод (достаточно парадоксальный) — наиболее успешными в индустриальной и урбанизированной системе становятся не супружеские семьи, которые отвечают новым условиям, а семьи, структура которых включает в себя несколько поколений.
Экономическое положение женщины заметно улучшилось к к.20в. Работающие женщины изменили распределение труда внутри семьи — больше возможности для ведения торга внутри семьи (так же как и юное поколение) и это внесло свой вклад в снижение власти мужей над женами и родителей над детьми.
Женщины работают в основном, чтобы поднять уровень жизни своих семей (меньшинство ради мотивации, связанной с профессиональной деятельностью).
Рост ориентированных на дом семей.
Поддерживающая функция семьи — в доиндустриальном обществе производство часто организовано на семейной основе. Индустриализация отделила производство от домашнего хозяйства, но семья осталась основной единицей потребления (жилье, пища, досуг). Семья давала не только физическую поддержку и убежище своим членам, заботилась о них во время болезни и в старости. Семья утратила функцию производственного коллектива, но усилила другие. Важно-взаимное общение, помощь, удобство, которое каждый имеет от партнера. На индивидуальном уровне семья очень важна как регулятор стрессов.
https://studfile.net/preview/9969203/page:2/