Важнейшим критерием социального государства является зашита материнства, детства, отцовства, а также помощь и защита семьи.
К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:
- денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);
- трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;
- бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);
- социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помоши, консультирование и т.д.).
Основными принципами социальной работы с семьей являются:
- приоритет нрав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;
- уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;
- соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;
- обоснованное использование власти и контроля;
- учет неблагоприятных факторов в семье, подход с позиции риска и т.д.
Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц», «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и др.
Была разработана и принята к выполнению федеральная программа «Дети России», в которую вошли шесть целевых программ: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи».
Например, органы социальной защиты Москвы в соответствии с Законом городской Думы «О ежемесячном пособии на ребенка» от 3 ноября 2004 г. № 67 выплачивают:
- одиноким матерям 140 руб. в месяц (федеральное пособие) и 500 руб. (неработающим) и 170 руб. (работающим) на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни, на продукты питания детям до 3 лег — 500 руб.;
- семьям, в которых родители уклоняются от уплаты алиментов, и женам военнослужащих по призыву — 105 руб. (федеральное пособие), на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни 170 руб. и 500 руб. на продукты питания детям до 3 лет и т.д.;
Можно констатировать, что многие федеральные программы не выполняются.
Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента.
Социальные службы семьи
Для управления государственной семейной политикой созданы соответствующие комитеты в обеих палатах Федерального Собрания России, в Администрации Президента РФ. В структуре федерального Министерства здравоохранения и социального развития сформировано специальное подразделение — Департамент проблем семьи, женщин и детей. Эти структуры координируют проведение семейной политики в органах исполнительной власти, осуществляя руководство различными социальными службами семьи.
Служба семьи — один из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы с семьей, основная цель которого — обеспечить оптимальное выполнение семьей ее разнообразных функций, прежде всего терапевтической, воспитательной, репродуктивной, способствовать совершенствованию внутрисемейных отношений, гармоничному развитию личности супругов и их детей, стабилизации брака, а также содействовать одиноким в создании семьи. Организационно служба семьи представляет собой сеть учреждений консультационного типа.
На начало 1998 г. действовало 115 центров социальной помощи семье и детям, 36 центров психолого-псда- гогической помощи населению, 132 социальных приюта для детей и подростков, 41 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 40 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В ряде территорий функционируют комплексные центры социальной помощи населению, в которых предусмотрена работа с семьей и детьми. В 2005 г. их количество значительно увеличилось.
В последние годы стала быстро развиваться сеть консультативных учреждений («Брак и семья», «Центр социального здоровья», «Мать и дитя», «Совершенствование»), появляются семейные клубы, реализуются программы «Кроха», «Здоровый малыш», «Безопасное материнство», «Сознательное родительство», «Семь — Я», «Согласие», «Женщина и семья» и др.
Основные направления реализации семейной политики включают в себя создание системы социальной и психолого-педагогической помощи семье, охрану здоровья матери и ребенка, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержку малоимущих семей, повышение профессионального и социального статуса женщин, профилактику правонарушений несовершеннолетних, идеологическую, пропагандистскую и культурно- просветительскую работу, подготовку кадров работников социальных служб.
Основными функциями социального работника являются:
- диагностическая (изучение особенностей семьи, выявление ее потенциала);
- охранно-защитная (правовая поддержка семьи);
- социально-психолого-педагогическая;
- прогностическая (моделирование ситуаций и разработка программ адресной помощи);
- координационная.
Разнообразие условий на обширной территории Российской Федерации, различие проблем и возможностей большого города или маленького населенного пункта объясняют существование различных моделей социальных центров и служб для работы с семьей.
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/zashchita-semi.html