Home » Семья и общество » Особенности семейной социализации

Особенности семейной социализации

Под семейной социализацией понимается процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом на протяжении его жизни ценностей, норм, установок, образцов поведения, относящихся к семейной сфере, и реализации собственной сущности посредством выполнения определенных ролей в семейной жизни.

Особенности семейной социализации

Семейная социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Можно выделить три сферы, в которых осуществляется этот процесс: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса семейной социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых функций. Выделяются функции: экономическая, хозяйственно-бытовая, управленческая, сексуальная, репродуктивная, воспитательная, опекунская, досуговая, игровая. Происходит ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом каждая личность выявляет особо значимые аспекты деятельности, причем не просто уясняет их, но и осваивает, т.е. придает им личностный смысл. В дальнейшем происходит центрирование вокруг главного, сосредоточение внимания на нем и подчинение ему остальных видов деятельности. Доминирование одних функций и смещение на второй план других отражается в освоении личностью новых ролей и осмыслении их значимости: от роли возлюбленного переходят к роли мужа, зятя, отца, деда и т.д.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое семья для ребёнка?

Вторая сфера — общение. В контексте семейной социализации на одних этапах жизнедеятельности она расширяется (появляются новые родственники, рождаются дети и т.д.), на других — сужается. Одновременно характер общения может меняться: от монологического — к диалогическому, от ориентации на себя — к ориентации на партнера и т.д.

Наконец, третья сфера семейной социализации — самосознание — относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности. Его развитие немыслимо вне семьи, в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах близких.

Процесс семейной социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, позволяют индивиду осваивать ближайшую микросреду. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход.

Семейная социализация имеет свои стадии. Основанием для их классификации служит отношение людей к созданию собственной семьи. Если принять этот принцип за основу, то можно выделить две основные стадии: досемейную и семейную.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Факторы воспитания ребенка в семье

Досемейная стадия охватывает весь период жизни человека до создания собственной семьи. В свою очередь эта стадия разделяется на три самостоятельных периода.

Ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу. В этот период ребенок усваивает образцы поведения, свойственные тому или иному полу, приобретает начальные хозяйственно-бытовые навыки, получает первый опыт общения.

Стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. Различные учебные предметы влияют на формирование культурных норм и ценностей взаимоотношений полов, способствуют осмыслению категорий любви, верности, счастья. В школе приобретаются практические знания и умения по домоводству; в семье расширяется диапазон домашних обязанностей. Отношения между сверстниками формируют опыт взаимодействия и общения с представителями противоположного пола. Зачастую от сверстников подростки получают информацию по вопросам пола и приобретают первый сексуальный опыт. На этих этапах формируются различные образцы социализации детей: мальчики и девочки вырабатывают разные жизненные установки.

Для выяснения роли школы в семейной социализации молодых людей рассмотрим их оценки своей подготовленности к данной сфере жизни (см. табл.).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Родительский стресс — откуда он и что с ним делать?

Таблица: Оценка степени подготовленности выпускников (в %)

Готовность Хорошо подготовлен Плохо подготовлен
1991 1997 г. 1993 г. 1997 г.
К сексуальной жизни 52 59 14 11
К созданию собственной семьи 24 20 31 41

Сравнительные данные позволяют выявить углубление разрыва между тем, как молодые люди оценивают свою подготовленность к сексуальной жизни и к созданию семьи.

В содержании образования подготовка к семейной жизни представлена в виде уроков домоводства и труда и опосредованно в предметах гуманитарного цикла, раскрывающих этику взаимоотношений между полами на примерах литературных героев и т.д. Вопросам сексуальной культуры уделяется несравнимо меньше времени. Тем не менее выпускники оценивают свою подготовленность в этой сфере гораздо выше, чем в семейной. В чем же тут дело?

Во-первых, основное место в информированности по вопросам сексуальной культуры занимает информальное образование (общение с друзьями, программы телевидения, чтение журналов, книг и т.д.). Роль формального образования невелика, несмотря на непрекращающиеся дебаты ученых и педагогов о необходимости введения курса по подготовке к семейной жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стресс. Реагирование на стресс

Во-вторых, оценивая свою подготовленность, выпускники, скорее всего, имеют в виду готовность как систему социально-психологических установок личности. И здесь готовность к сексуальной жизни опережает готовность к созданию семьи, что впоследствии отражается в реальном поведении. Так, по данным исследования И.С.Кона, В.Д.Шапиро, В.В.Червякова, около 50% юношей и около 40% девушек к 16 годам уже имеют сексуальный опыт, который зачастую рассматривается как способ самоутверждения, как способ продемонстрировать самому себе собственную зрелость.

Однако отсутствие готовности к браку к периоду окончания школы у большинства опрошенных не снижает их отношения к семье как ценности, определяющей в будущем жизненный успех. Среди значимых ценностей выпускников «семья» занимает одно из лидирующих мест.

Выбор брачного партнера (ухаживание). Институт «ухаживания» включает поиск любимого человека. Однако юноши и девушки не видят в каждом партнере будущего супруга: любовные отношения могут привести к заключению брака, но они ценны и сами по себе. Официальному браку для многих молодых людей предшествует сожительство, его можно охарактеризовать как временную ступень к правовому закреплению эмоционально и психологически оправдавших себя отношений. Осваивается сексуальная сфера, совместная досуговая деятельность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние

Семейная стадия включает несколько периодов

Период адаптации. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них — адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи прилагаются для «первоначального семейного обзаведения». Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Складываются отношения с родственниками — особенно, если молодая семья не имеет собственного жилья.

Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения точек зрения, ценностных ориентацией, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно.

Семья с детьми, не начавшими трудовую деятельность. За начальной стадией семейной жизни следует основной, центральный этап жизненного цикла — сложившаяся зрелая семья с детьми. Это период наибольшей активности в сфере быта и домашнего хозяйства. Одновременно с продолжительностью нарастает напряженность домашнего труда, становится сложнее совмещать домашние обязанности с трудовой деятельностью. На данном этапе значительно изменяются функции духовного (культурного) и эмоционального общения. Перед супругами стоит нелегкая задача — сохранить эмоциональную близость в совершенно иных условиях, чем те, в которых она формировалась. В условиях загруженности обоих супругов домашними и трудовыми обязанностями общность их проявляется в гораздо большей мере — в стремлении помочь друг другу, во взаимном сочувствии и эмоциональной поддержке. Особо значима в этот период воспитательная функция семьи: обеспечение физического и духовного развития детей. Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразный проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой — ставит новые задачи, требуя от родителей иных качеств, способностей и умений. Требования к родителям годовалого ребенка и подростка весьма различны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья и ребенок: возрастная динамика отношений

Особое место в воспитании детей родители отводят школе. Для них важно, как свидетельствует исследование, проведенное О.К.Самарцевой и И.А.Логиновой в Самаре, чтобы школа не только дала знания, но и привлекала своим психологическим комфортом. При этом представление о важности психологического комфорта растет из года в год как реакция на нарастание напряженности во взаимоотношениях учителей и учащихся.

Родители оказывают определяющее влияние на жизненные планы старшеклассников. По данным самарских социологов (подтвержденным в Петербурге и Подмосковье), от 42 до 67% опрошенных назвали родительский совет определяющим в выборе учебного заведения для продолжения образования. Особенно велика оказалась роль матери.

Семья с детьми, создавшими собственные семьи. Когда дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи, семья родителей прекращает воспитательную деятельность. Попытки ее продолжать чаще всего вызывают сопротивление детей. Но зато возникают новые роли — «бабушек» и «дедушек». Они требуют особенно много сил в первые годы жизни внуков. Происходит перекладывание части забот на старшее поколение, что обусловлено теми трудностями, с которыми сталкиваются дети на первых этапах жизни в собственных супружеских семьях.

Постаревшая семья. Наиболее очевидные сдвиги в повседневной жизни подобной семьи связаны с особенностями пожилого возраста. Физических сил все меньше, увеличивается потребность в рекреации, все большее значение приобретает отдых. Окончание трудовой деятельности, выход на пенсию, сужение круга возможностей увеличивают потребность в признании, уважении. Потребность ощущать свою необходимость и значимость начинает играть особенно заметную роль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья под внешним управлением

На каждом этапе семейной социализации преодолеваются различные кризисы, которые вызываются разнообразными трудностями и неблагоприятными условиями. Последние можно разделить на кризисы, возникающие в силу неблагоприятного воздействия социальных процессов (войн, экономических потрясений, стихийных бедствий и т.д.) и из-за «нормативных стрессоров» — трудностей, связанных с прохождением семьи через основные этапы жизненного цикла. Источниками кризиса могут стать факторы, нарушающие жизнь семьи (длительная разлука, развод, смерть одного из членов семьи, тяжелое заболевание и т.д.). Все эти обстоятельства приводят к многочисленным сложным последствиям. Это, с одной стороны, нарастание конфликтности взаимоотношений, снижение удовлетворенности семейной жизнью, ослабление сплоченности семьи; с другой — умножение усилий членов семьи, направленных на ее сохранение.

Многочисленные трудности, которые возникают перед семьей и угрожают ее жизнедеятельности, можно разделить, прежде всего, по силе и длительности их действия. Особое значение имеют при этом две группы семейных трудностей: острые (в том числе и сверхсильные) и хронические раздражители. Примером первых может служить смерть одного из членов семьи, известие о супружеской измене, внезапное изменение в судьбе и социальном статусе (например, арест одного из членов семьи), внезапное и сильное заболевание. К хроническим трудностям относятся чрезмерная физическая и психическая нагрузка в быту и на производстве, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи и т.п.

Установлено и описано два критических периода в жизни семьи. Первый из них, более интенсивный, наблюдается между 3-м и 7-м годами существования семьи. Ведущую роль в кризисе приобретает фрустрирующее изменение эмоциональных взаимоотношений и как результат — увеличение числа конфликтных ситуаций, рост напряжения как отражение бытовых и других проблем. Второй кризис назревает между 17-м и 25-м годами. Он характеризуется отделением детей от семьи, нарастанием соматических жалоб, тревожности, ощущением пустоты жизни. Выявление кризисных периодов в жизни семьи может иметь немаловажное прогностическое значение, способствовать их смягчению или предупреждать неблагоприятные кризисные проявления.

Последствия воздействия трудностей на семью разнообразны. Они затрагивают различные сферы жизни семьи: нарушаются воспитательные функции, супружеские отношения и т.д. Семья, столкнувшаяся с трудностью, более или менее активно противодействует ей, стремится предотвратить ее неблагоприятные последствия. Семьи реагируют на трудности весьма различно. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие, в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.

Для выяснения наиболее острых проблем, вызывающих конфликты в семье, сотрудники Института образования взрослых (г. Санкт-Петербург) обратились к респондентам с вопросом: «Что, на Ваш взгляд, является основным источником конфликтов в семье?»

Ответы опрошенных распределились следующим образом (табл.).

Таблица: Основные источники конфликтов в семье

Источники конфликтов Часто в % Время от времени (в в%
1. Отсутствие общих интересов 37 30
2. Несходство характеров 35 37
3. Материальные проблемы 28 41
4. Несправедливое распределение бытовых обязанностей 19 37
5. Сексуальная неудовлетворенность 18 27
6. Конфликты с детьми 15 37
7. Конфликты с родителями 14 40

Как видно из приведенной таблицы, отсутствие духовной и психологической адаптированности вызывает наибольшие трудности в семейной жизни респондентов. Значительно влияние также такого «социального стрессора», как материальные проблемы.

Как это отражается на удовлетворенности браком? Максимально удовлетворены — 23,7%; удовлетворены — 47,4%; не удовлетворены — 17,9%.

Число респондентов, не удовлетворенных семейной жизнью, значительно меньше, чем тех, кто указывает на те или иные трудности или конфликты. Таким образом, семьи реагируют на проблемы весьма различно. Так, в группе респондентов, не удовлетворенных семейной жизнью, большинство конфликтов приобретает хронический характер.

Различия в степени устойчивости семей по отношению к трудностям зависят от способности опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них самую удачную. Однако решение семейных проблем определяется не только принятием какого-то варианта действий. Необходимо определенное самоограничение каждого из ее членов, умение взять на себя основные нагрузки, большое напряжение воли и т.д. Выделяются также определенные особенности семьи, благодаря которым она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей — гибкость взаимоотношений, средняя степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира и т.д.

Как на семейную социализацию влияет образование?

Как уже отмечалось, образование превратилось в решающую сферу жизни. Продвинуться по службе в начале нового века становится невозможно без качественного образования. Но увеличение его сроков опосредованно отражается на семье, так как оно отодвигает вступление человека в профессиональную деятельность. В этих условиях индивиду нелегко решиться на брак и еще труднее быть уверенным в его стабильности и продолжительности.

Одно из последствий длительного обучения — сложность совместимости людей, растущие требования друг к другу. Вместе с тем выяснилось: чем выше уровень образования родителей, тем более качественное образование они стремятся дать своим детям. Среди успешно обучающихся старшеклассников значительно больше родителей с высшим образованием. Среди учащихся, родители которых получили высшее образование, низкую успеваемость имели только 16% респондентов.

Итак, на семейную социализацию влияет целый комплекс социальных и экономических факторов. Поэтому российскую семью, с одной стороны, характеризуют многие признаки постсовременной семьи (автономия брачности, сексуальности и воспроизводства), с другой — она является своеобразным «островком безопасности».

На каждом этапе социализации семья преодолевает различные кризисы. В одних случаях трудности оказывают явно мобилизующее, интегрирующее воздействие, в других, напротив, ослабляют семью, ведут к нарастанию в ней противоречий.

Увеличение сроков образования прямо и опосредованно отражается на семейной социализации. Возрастает сложность совместимости двух меняющихся людей. Рост числа женщин, имеющих высококвалифицированную специальность, приводит к конфликту ролей. Чем прогрессивнее тип семейных отношений, тем больше возможностей у каждого члена семьи для развития индивидуальности. Уровень образования родителей оказывает существенное влияние на характер социализации детей.

Неформальное образование родителей как воспитателей

Образование — конкретно-историческое явление, главные компоненты которого (цели, средства, организация), определяются особенностями социально-экономического и социокультурного развития общества. Последние десятилетия, изменившие весь общественный строй в России, породили новые тенденции в развитии российского образования. В условиях социокультурных и экономических трансформаций 90-х гг. коллективистские и нематериальные ценности, доминировавшие в советской России, были существенно потеснены ценностями индивидуалистическими, материальными. Эти перемены вызвали духовный кризис социума, размывание традиционных нравственных ориентиров. Диффузное состояние базовых ценностей национальной культуры породило неопределенность социального заказа в области образования и воспитания.

Особенно остро встают проблемы, связанные с воспитанием детей. Сегодня мы наблюдаем, с одной стороны, отчуждение школы от задач воспитания, перенос акцента на знаниевую подготовку учащихся. С другой стороны, значительно снизился воспитательный потенциал семьи, так как деятельность большинства родителей сосредоточена на выживании, а не на проблемах воспитания. Нередки случаи, когда семья, родители не справляются со своими обязанностями, вследствие чего обостряется проблема социального сиротства.

Идея целенаправленной деятельности общества по подготовке человека к выполнению родительской роли находит во всем мире все более широкое признание. Не случайно в послании генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора прямо подчеркнута необходимость «инвестирования в образование родителей», особенно матерей, которые являются самыми первыми воспитателями своих детей.

В нашей стране, где в советское время был накоплен значительный опыт систематической работы по обучению и просвещению родителей, эта идея сама по себе не является новой. В 80-е годы XX века в нашей стране действовала широкая сеть народных университетов, школьных лекториев для родителей и других подобных организаций, деятельность которых с распадом СССР и потерей идеологических ориентиров прекратилась в результате отсутствия «заказа» со стороны государства. Однако накопленный опыт требует осмысления принципиально новых подходов к организации этой работы в современных условиях, с учетом изменившихся функций семьи и достижений научного знания о развитии человека как индивидуума и личности.

Для современного общества характерно изменение традиционных взглядов на воспитание как процесс и результат формирования человека, а также на ту роль, которую играют в этом процессе родители ребенка. Если раньше, лет 15-20 назад, общественное воспитание в детских учреждениях СССР считалось вполне заменяющим домашнее, то сегодня никто уже не спорит о значимости роли матери в формировании личности ребенка в первые годы (и особенно месяцы) жизни и решающем влиянии семьи в нравственном становлении его личности. Более того, и в отечественной, и в зарубежной специальной литературе в последние десятилетия проблемы семьи и семейного воспитания рассматриваются как определяющие психическое здоровье человека и успешность его социализации не только в детстве, но и на протяжении всей жизни.

Современный этап развития отношений двух социальных институтов — семьи и школы — характеризуется рядом позитивных явлений, в частности, таких, как ориентация на полноправное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Актуальной становится идея, возникшая в России еще в прошлом веке, — идея творческого сотрудничества педагогов и родителей на основе активного партнерского взаимодействия. Одной из важных сфер непрерывного образования становится «семейное обучение», компенсирующее низкую подготовку молодых людей к семейной жизни.

Однако на практике многие родители не могут реализовать предоставляемую им возможность полноправного участия в образовательном процессе, поскольку оказываются не готовыми не только к сотрудничеству с педагогами школы, но и к самому процессу воспитания детей.

При этом можно наблюдать двоякое проявление этого. Некоторые родители, не получая специальных знаний, вынуждены действовать лишь по образцам старшего поколения. В их деятельности преобладают авторитарные методы воспитания и гиперопека ребенка во всех сферах его жизнедеятельности. Ошибки семейного воспитания детей распространяются и на жизнь внуков. Если же учесть тот факт, что современный префигуративный тип культуры (1.с. 361), доминирующий в обществе, характеризуется новым типом социальной межпоколенческой связи, где образ жизни старшего поколения в корне отличается от младшего, становится очевидной недостаточность традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от поколения к поколению.

С другой стороны, многие родители, которые хотели бы соответствовать растущим социальным требованиям к развитию и образованию детей, просто не знают, как это осуществить. Эти родители часто становятся жертвами очередной «моды на образование» и невольно наносят вред своему ребенку, не учитывая его индивидуальных склонностей.

Низкое качество семейного воспитания давно вызывает тревогу общества: и не только из-за роста брошенных и отстающих в развитии детей, но и в связи с большим количеством внешне вполне благополучных детей, имеющих явные и скрытые психические отклонения: неуравновешенность, повышенную тревожность, неспособность к волевому усилию и элементарной самоорганизации и т.п. Так, по данным специального обследования, проведенного в 1995 году, каждый третий школьник, то есть 7,5 млн. детей в России имели психические или неврологические отклонения.

Особые проблемы возникают в неполных и конфликтных семьях, где и дети, и родители испытывают дополнительные трудности и психические перегрузки, приводящие нередко к заболеваниям и психическим отклонениям в развитии ребенка. С такими родителями и детьми школа испытывает много трудностей, когда в соответствии с гуманистической ориентацией педагоги стараются помочь этим детям благополучно закончить школу.

Обобщая сказанное, правомерно сделать вывод о назревшей общественной потребности в повышении функциональной грамотности родителей, под которой понимается комплекс поведенческих, ценностных и образовательных ориентаций, способствующих успешному выполнению родительских функций и, следовательно, полноценному развитию детей.

Учитывая социальную значимость и массовый характер родительства, представляется целесообразным выделение образования родителей в особую сферу непрерывного образования взрослых.

Традиционно в системе непрерывного образования выделяется три подсистемы формальное, неформальное и информальное образование. Под формальным подразумевается иерархическая, хронологически разграниченная образовательная система, начиная с начальной школы и заканчивая поствузовским образованием.

Неформальное образование представляет собой совокупность образовательных программ, предназначенных для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей различных групп населения, не связанных с документальным подтверждением факта прохождения обучения.

Наконец, информальное или случайное образование — процесс, в ходе которого индивид приобретает знания, вырабатывает собственную систему отношений и оценок под влиянием окружающей среды — семьи, коллег, друзей, средств массовой информации и т.д.

Анализируя опыт образования родителей с позиции данного структурного подхода, можно выявить доминирование двух явно выраженных подструктур:

  • информальной, связанной с освоением родительской роли в ходе повседневной жизнедеятельности человека и существующей на протяжении всей истории человечества;
  • неформальной, отражающей систему целенаправленного просвещения и обучения родителей, возникшую как социокультурный феномен на определенном этапе развития общества.

Если говорить о первой (информальной) подструктуре, ее вряд ли можно считать эффективной, поскольку она, по существу, сводится к спонтанному воспроизведению традиционных образцов воспитания, что, как уже упоминалось, не соответствует изменившейся социокультурной ситуации в современной России.

В качестве приоритетного направления в сфере образовании современных родителей представляется развитие неформального образования. Специфика неформального образования заключается в том, что оно, отвечая конкретным потребностям родителей, в то же время оказывает целенаправленное формирующее воздействие — пробуждает у родителей потребность в рефлексии и осмыслении своего отношения к ребенку и процессу его воспитания. При этом, в отличие от формализованных образовательных систем, ведущей целью неформального образования родителей является не столько приобретение знаний, сколько развитие на их основе социально зрелого отношения к ребенку как самоценной личности и субъекту деятельности. Знания выступают здесь, прежде всего, в качестве предпосылки, позволяющей осмыслить свой и чужой родительский опыт и сформировать новую, более конструктивную и социально зрелую позицию по отношению к ребенку.

В современных социально-экономических условиях ведущим “заказчиком” неформального образования родителей может и должна выступать школа как социальный институт и она же должна стать его организатором. Для этого не требуется значительных дополнительных ресурсов, а достаточно осознания проблемы и установления сотрудничества и взаимопонимания с родителями. Показателем назревшей в обществе необходимости создания и развития разнообразных неформальных образовательных программ для родителей как воспитателей является неуклонный рост девиантного поведения и преступности среди подростков. По результатам социологических опросов школьных педагогов и родителей, 60% учителей считают, что наиболее значимой причиной этого является самоустранение семьи от воспитания детей. По значимости эта причина опередила даже такие аргументы, как «ослабление порядка в стране» и «падение престижа образования», на которые указывают соответственно 46% и 50% опрошенных (3. с.135).

Именно родителям подростков уделялось наибольшее вниманием в системе традиционной работы народных университетов для родителей и отделений общества Знание в недавнем прошлом. В обучении родителей школьников накоплен немалый опыт, который еще ждет своего компетентного осмысления специалистами по образованию взрослых с учетом сложившейся социокультурной ситуации в стране.

При этом следует учитывать тот факт, что обучение родителей должно носить развивающий характер. Уже давно у специалистов в области обучения детей не вызывает сомнений тот факт, что эффективным является такое обучение, которое ориентируется на зону потенциального развития, т.е. на завтрашний день в развитии ребенка. Обучение, ориентированное на уже достигнутый уровень развития, ничего существенно в этом развитии не меняет. Ситуация в обучении родителей представляется аналогичной. Родителям необходимо давать знания с некоторым опережением времени его практического использования. Иначе говоря, психолого-педагогическая подготовка родителей должна строиться (и действительно строилась в недавнем прошлом) с учетом возрастных особенностей детей, по возможности, предвосхищая возникновение соответствующих возрасту проблем воспитания.

От родителей необходимо требовать не запоздалых реакций на плохое поведение или учебные проблемы школьников, а выработки у ребенка определенных установок и интегративных личностных умений, соответствующих его возрасту и школьной деятельности. Как это конкретно реализовать, что именно могут и должны делать родители — и составляет содержание их неформального обучения в период школьной жизни ребенка.

Однако в практике недавнего прошлого традиционно обучение родителей на базе школ и в народных университетах касалось в основном воспитания школьников. В то время как данные современной психологии убедительно показывают, что упущенные возможности воздействия на психику в младенческом возрасте впоследствии практически невосполнимы. Причем это относится не только к развитию каких-то специальных выдающихся способностей, но, прежде всего, к качеству развития психики в целом, что в конечном итоге определяет жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться в любых социальных условиях, включая ситуации резкой смены жизненных обстоятельств.

Личность ребенка к школьному возрасту в значительной степени уже сформирована. Как справедливо утверждает директор Ассоциации раннего развития Масару Ибука (г.Мапумото, Япония), «после трех лет уже поздно» начинать развитие, можно лишь продолжать надстраивать заложенный в психике ребенка фундамент. Следовательно, столь позднее (относительно возраста ребенка) обучение родителей неизбежно оказывалось направленным не столько на формирование, сколько на коррекцию ранее сформированных негативных качеств и форм поведения, проявившихся в учебной деятельности и поступках взрослеющего ребенка. Однако в нашей стране педагогического всеобуча для молодых родителей с детьми младенческого и ясельного возраста (до 3-х лет) в прошлом просто не существовало. Вся обучающая информация давалась в детских поликлиниках и носила сугубо медицинский характер.

Однако, к середине 80-х годов в России стали появляться программы образовательной помощи родителям, получившие широкое распространение и применение в развитых странах мира (Э.Берн, Д.Бобкок и Т.Кипс, У.Глассер, Т.Гордон, М.Джеймс и Д.Джонгвард, Б.Динкмеер и М.Мак-Кей, Р.Дрейкурс, Х.Жино, Т.Мак-Гинесс, Р.Саймон, А.Фабер и Е.Мазлиш и др.). Анализ содержания и особенностей реализации этих программ позволяет сделать вывод о том, что главная цель большинства образовательных программ для родителей состоит в преодолении ошибочных позиций в отношении к ребенку и развитии способности родителей эффективно взаимодействовать с ним, начиная с периода пренатального развития.

Возникновение в последние годы различных программ раннего обучения (плаванию, иностранным языкам, чтению и даже письму одновременно с формированием устной речи ребенка и т.д.) связано с появлением в России многочисленной переводной литературы, благодаря которой наиболее интересные идеи зарубежных авторов, таких, как Б.Спок, М.Ибука, А.Фромм, Р.Штейнер, К.Норкот Паркинсон, В.Клайн, С.Лупан, Ш.Сузуки, Г.Доуман, Э.Матейчик и других, стали доступными нашим родителям и педагогам.

Несомненный интерес представляет опыт обучения молодых матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в так называемых «Маминых школах», где мамы занимаются вместе со своими детьми (обычно 1,5-2,5 лет). Программы обучения в таких группах содержат много интересного, безусловно, полезного для мам, в целом подобное обучение не может удовлетворить назревшую необходимость психолого-педагогического просвещения и обучения молодых родителей, тем более, что коммерческая основа существования такого обучения лишает доступа к нему малоимущих (которых сегодня среди молодых семей едва ли не большинство), а также придает конъюнктурный характер всей организации обучения.

В качестве конкретных форм обучения родителей школьников могут использоваться как специальные обучающие лекции и занятия (даже циклы занятий), так и беседы общего плана, нацеленные на более широкое психолого-педагогическое и социально-психологическое образование. Особенно хорошо воспринимаются беседы, совмещенные с классными родительскими собраниями, на которых вследствие более камерной (чем на общешкольных собраниях) обстановки легче организовать обучение родителей. Важным интитуциональным компонентом системы обучения родителей должна стать подготовка старшеклассников общеобразовательных школ и студентов к осознанию себя в будущем в роли отца или матери в процессе изучения курса «Этика и психология семейной жизни». Главный смысл этой подготовки заключается в том, чтобы юноши и девушки на пороге самостоятельной жизни задумались о роли отца и матери в жизни ребенка, получили представление об отношениях мужчины и женщины как необходимом условии не только возникновения, но и благоприятного развития новой человеческой жизни — важнейшем условии нормального развития ребенка.

Рассмотрим наиболее распространенные формы «семейного обучения»

Семейная дискуссия — обсуждение членами семьи широкого круга проблем, касающихся жизни семьи и способов решения различных семейных вопросов. Дискуссия преследует следующие цели:

1. Коррекция представлений о различных аспектах семейных взаимоотношений: о способах разрешения конфликтов, о планировании и организации семейной жизни, о распределении обязанностей и т.д.

2. Обучение членов семьи методам дискуссии. В ходе обсуждения семейных проблем члены семьи применяют те методы обсуждения, к которым привыкли. Участникам дискуссии предлагаются правила ведения дискуссии, которые обсуждаются с участниками и которым те стараются следовать. Вот как формируются некоторые из них:

«Цель дискуссии — не доказать свою правоту, а совместно найти истину»;

«Цель дискуссии — не прийти к соглашению, а установить истину»;

«Дискуссия — не соревнование и не способ выявления того, кто умней»;

«Прежде чем возражать, подумай, в чем все-таки прав тот, кому готовишься возразить, попробуй развить то, в чем прав другой».

3. Обучение формированию адекватного представления о том или ином аспекте семейной жизни, где немалую роль играет коррекция тех особенностей взаимоотношений членов семьи, которые препятствуют этому.

Обусловленное общение — разнообразные методы, которые сводятся к тому, что в обычные, привычные семейные взаимоотношения вводится какой-то новый элемент. Цель обусловленного общения — дать возможность членам семьи откорректировать привычные нарушения в отношениях. Один из приемов — обмен записками: при обсуждении какого-либо вопроса члены семьи не говорят, а переписываются. Это позволяет искусственно замедлить процесс коммуникации и содействовать рефлексии обучающихся. В результате члены семьи начинают замечать те особенности своей коммуникации, которые обычно ускользают от их внимания.

Проигрывание семейных ролей. Эта техника включает проигрывание ролей в различных играх, символизирующих семейные отношения: «обмен ролями» (игры, в которых родители и дети меняются ролями), «живые скульптуры» (члены семьи изображают различные аспекты своих взаимоотношений), «проигрывание» конфликтных ситуаций и т.д.

Расширение возможности интерпретировать поступки другого. От участника требуется выдвинуть как можно больше версий мотивов, обусловивших какой-то поступок. Например, мать выполняет все пожелания своего сына.

Способность выдвинуть множество различных предположений о причинах того или иного поступка содействует коррекции нарушений представлений членов семьи друг о друге.

Однако все существующие и рассмотренные выше формы обучения родителей пока что не представляют целостной системы по ряду причин. Прежде всего, разрушение идеологии советского обучения и воспитания вызвало активизацию поиска альтернативных идей, но в результате пока что не возникло достаточно четких ориентиров для разработки концептуальных оснований теории воспитания вообще и семейного, в частности. Болезненный процесс ломки старых и становления новых экономических отношений поглощает не только материальные богатства, но и духовный потенциал нашего общества,

Итак, в настоящее время в российском обществе назрела острая потребность в разработке государственной политики в области подготовки и обучения родителей как воспитателей и созданы предпосылки для создания системы подготовки родителей к выполнению роли педагогически грамотных воспитателей своих детей, несущих полную правовую и моральную ответственность за качество семейного воспитания и за результат формирования личности ребенка.

https://studwood.ru/598518/sotsiologiya/osobennosti_semeynoy_sotsializatsii

One thought on “Особенности семейной социализации

  1. vikarot:

    Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны, – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности.

    Семья как социально-психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*