Все способности ребенка развиваются в детстве, особенно важный временной отрезок для этого — период младенчества. В первый год жизни у грудничка происходит становление его физической и нервно-психической «сфер». Малыш учится ходить, разговаривать и активно развивает свою память.
Несмотря на то, что сами мы плохо помним себя в годовалом возрасте, наша память во младенчестве претерпевает сильные изменения, а темпы и степень ее развития в этот период напрямую влияет на дальнейшую нашу жизнь. Чтобы ваш малыш не имел проблем с запоминанием в старшем возрасте, а также активно социализировался, важно тренировать его мозг.
Особенности работы мозга малыша
У новорожденного в тканях мозга сконцентрировано огромное количество нейронов, значительная часть которых, к сожалению, со временем отмирает. До трех лет их объем сокращается из-за того, что они в этот период не задействованы в работе мозга.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие ребенка: восприятие и память у младенцев
Детские специалисты считают, что, если дать этим нейронам «работу» в период младенчества, такой массовой гибели ценных клеток, подаренных маленькому человеку природой, не произойдет. Заставить их действовать могут очень простые, но эффективные меры: младенца следует окружить богатой на впечатления средой. Звуки, цвета, действия, ощущения, которые будет замечать грудничок, будут активно стимулировать его мозговую деятельность, — все это станет благодатной почвой для формирования его памяти и интеллекта в целом.
Если раньше считалось, что специально для запоминания в мозге есть некий участок, то сейчас доказано, что зоны с данной функцией «разлиты» во всем отделам. Поэтому разностороннее стимулирование нервной системы посредством звуков, изображений и тактильных ощущений с самых первых дней — это залог развития памяти ребенка.
Развитие памяти в первый год
Чувства
Память помогает нам ориентироваться и социализироваться. Младенец, подрастая и развиваясь, нарабатывает свой «опыт»: он постепенно узнает маму и близких, у него появляются любимые занятия, игрушки, песенки. Все капризы малыша, боязнь незнакомых взрослых, улыбка или хохот в ответ на появление родных в комнате — все это и есть проявление того, что память у крохи развивается активными темпами.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?
В первый год функции памяти в основном основаны на чувственном восприятии, грудничок запоминает эмоции, запахи, интонации. Когда кроха плохо еще слышит и видит, важно начать стимулировать его мозговую деятельность посредством прикосновений. Тактильные ощущения очень ценны для новорожденного: в первый месяц это практически единственная связь его с новым миром и с вами.
На втором месяце у грудничка улучшается слух, а к третьему почти у всех малышей приходит в норму зрение. Теперь вы можете окружать его разного рода звуками и цветными объектами. Включайте малышу музыку, разговаривайте с ним ласково, читайте произведения детских писателей «в ролях», чтобы младенец слышал разные интонации вашего голоса.
Слово
Постепенно ваша речь становится для малыша не набором звуков, а понятными словами. Услышав уже знакомую фразу «пойдем купаться», грудничок оживляется, поскольку он запомнил, что с этими словами связано самое любимое его действо — водные процедуры.
Взрослея, младенец запоминает слова и соотносит их с людьми, объектами и действиями. Чтобы его познавательный опыт был как можно больше, постоянно разговаривайте с грудничком, комментируя все, что происходит. Все ваши прогулки и игры должны быть максимально наполнены информацией для дитя.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие воображения у детей
Читая малышу книгу, большую часть времени уделяйте рассматриванию картинок, называя изображенные на иллюстрации объекты, описывая их цвет, размер, сравнивая их с другими.
В год у ребенка должны появиться любимые книги, мелодии и игрушки, он может бесконечно качаться под понравившуюся музыку или тыкать пальчиком в одну и ту же картинку, разговаривая с вами на своем собственном языке. Такая привязанность очень полезна для малыша — не стремитесь увлечь его другими мелодиями и картинками, опасаясь, что он «застрял» на одном месте. Подобное поведение — проявление того, что память его развивается. Он по какой-то причине полюбил это изображение или музыку и запомнил это.
У годовалого малыша благодаря ежедневным совместным занятиям с родителями должны уже сформироваться тесные связи слово-объект. Ребенок в этом возрасте обязан знать наименования своих игрушек и объектов, которые его окружают и примерно знать их местоположение.
Когда вы произнесете дитя название предмета (пирамидка, кроватка, дверь), он начнет искать его глазами. В этот момент видны колоссальные наработки мозга ребенка: он не только может на слух понять, о чем идет речь (поскольку запомнил слово), но и представляет, как выглядит то, о чем идет речь (поскольку связал наименование и зрительный образ), а также помнит, где он видел этот объект.
Занятия
Развитие памяти в младенчестве должно проходить ежедневно и заключаться в комплексном подходе к обучению ребенка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие игрушки необходимы годовалому ребенку
- Не бойтесь «опережать» события, разговаривайте с малышом с первых дней. Объясняйте дитя все события, не ожидая от ребенка вербальной обратной связи — ее вы начнете получать примерно в год.
- Обучая ребенка в первый год, старайтесь делать свою речь концентрированно-информативной, а данные, которые предназначены для запоминания, — тематическими. Так, если вы взялись дать младенцу понимание размеров на примере кубиков, сравнивайте только размеры, а не цвета объектов, чтобы не запутать малыша. Освобождайте свою речь от лишней «шелухи» в которую придется вслушиваться грудничку. Взяв в руки кубик, не произносите: «Посмотри, сынок, я взяла в руки большой красивый красный кубик, который лежал в коробке», а просто скажите «Это кубик».
- Предоставляйте грудничку возможность проявить себя, подстраивайте ситуации, когда он будет добиваться успеха — положительные эмоции увеличивают процент запоминания малышом действий, объектов и наименований. Спрячьте на глазах у ребенка под пеленку игрушку и попросите ее найти, назвав четко ее название. Младенец, видевший процесс «укрывания», немедленно ее найдет.
- Изучение наименований в первый год должно проходить поэтапно и должно тесно связываться с эмоциями, ведь так грудничку будет легче их запомнить. Приобретите карточки с изображением животных, бытовых предметов и т.д. Показывайте ребенку картинки, произнося названия зверей и ярко демонстрируя самые характерные их признаки (собака лает, кошка мяукает, птичка чирикает, поросенок хрюкает).
- Детям в первый год очень нравятся стихи, подкрепленные динамичными движениями, прочтение которых всегда превращается в веселую игру. Ежедневно декламируйте крохе «Сороку-белобоку», «Мишку косолапого», сопровождая их необходимыми движениями. Ребенок постепенно запомнит их последовательность и связь со словами, и начнет помогать вам.
- Простые стихи детских поэтов запоминаются очень легко, если вы регулярно будете читать их крохе, у годовалого дитя вполне может получиться заканчивать за вами строчки.
- Прекрасно стимулирует память ребенка мелкая моторика. Покупайте крохе разнофактурные игрушки, которые он будет ощупывать и изучать, тем самым развивая речевой центр, а вместе с ним и области, ответственные за запоминание. После полугода грудничок может под вашим присмотром играть с крупами, а у годовалого малыша получится лепить из пластилина или теста.
https://newbabe.ru/razvitie/pamyat-rebenka-v-god.html
3 thoughts on “Особенности памяти ребенка в период младенчества”-
Уведомление: Какие игрушки необходимы годовалому ребенку | Семья и ребенок
-
Уведомление: Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев жизни | Семья и ребенок
-
Уведомление: Развитие у малыша хватания и манипулирования | Семья и ребенок