Home » Развитие ребенка » Нарушения речи

Нарушения речи

Нарушения речи во многих случаях нельзя назвать необратимым отклонением. В решении этого вопроса могут помочь специальная терапия и занятия с логопедом. Родителям бывает трудно понять, насколько серьезна проблема у их малыша и что следует делать. Как правило, они надеются, что все пройдет само, и упускают главное — драгоценное время.

Что такое нарушение речи?

Нарушения речи

Нарушения речи: речевые отклонения от нормы

Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. Нарушения речи – это собирательный термин для обозначения различных отклонений в речевом развитии.

У детей речевые расстройства различается по силе выражения и области развития — от полной потери речи до проблем с пониманием отдельных звуков и слов.

Речевые нарушения не имеют физиологической причины. За это ответственны повреждения в головном мозге, точнее в тех его участках, которые отвечают за речевую зону.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ребенок в год не говорит

Нарушения речи: формы

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств, хотя подобные попытки предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии. К наиболее частым формам нарушения речи относятся фонологические, лексические, морфосинтаксические, прагматические расстройства, а также афазия и дисграфия.

  • Фонологическое расстройство вызывает трудности, связанные с «правилами» и «моделями» объединения звуков в речь. Например, удаление согласного звука («ит» вместо «кит»), стоящего перед гласным, сокращение слогов в слове (произнесение только одного слога вместо слова, состоящего из нескольких слогов, например «тя» вместо «тятя»), или редупликация (упрощение слова, состоящего из нескольких слогов до одного повторяющегося слога, например «лоло» вместо «ложка»).
  • Лексическое расстройство. При этом нарушении речи словарный запас дошкольника весьма ограничен. Имеются проблемы с употреблением слов в предложении, с упорядочиванием понятий. Ребенок часто употребляет общие слова вместо конкретных («вещь», «делать», «так»).
  • Аграмматизм, или морфосинтаксическое расстройство. При этом типе расстройства страдает грамматика языка. Ребенок не умеет правильно согласовывать слова, грамотно строить из них предложения, употреблять предлоги и падежные окончания («я смеяться»).
  • Прагматическое расстройство — это расстройство коммуникативных навыков. Ребенку с таким расстройством речи сложно входить в контакт с окружающими. К примеру, он не смотрит на вас, когда вы с ним разговариваете, не отвечает на вопросы, потому что не понимает их смысла. Прагматическое расстройство характерно для детей с расстройствами аутистического спектра.
  • Афазия — расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли. Больным афазией сложно говорить и их сложно понять. Причиной данного расстройства может стать болезнь или несчастный случай. Афазия нередко приводит к полной потере речи. Эта форма часто сочетается с нарушением чтения (алексия).
  • Нарушение письменной речи (дисграфия). В этом случае устная речь не переводится в письменную. Дисграфия определяется присутствием «своеобразных ошибок»: ребенок может пропускать слоги, буквы, слова, перестанавливает их, смещает и меняет буквы, не распознает буквы, похожие по начертанию. Дисграфию, как и другие формы речевых нарушений, победить можно, но только общими стараниями родителей, логопеда и психоневролога.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие речи ребенка – ребенок понимает, ребенок говорит

Нарушения речи: причины

Среди причин, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные), внутренние (эндогенные) факторы, а также условия окружающей среды.

Причинами нарушения речи могут быть:

  • Черепно-мозговые травмы.
  • Апоплексия.
  • Опухоль мозга.
  • Воспалительные заболевания, например, менингит.
  • Нарушение развития мозга.
  • Нарушение слуха.
  • Расстройства речи, передающиеся по наследству.
  • Психические или физические недостатки.
  • Генетические заболевания, такие как синдром Дауна.
  • Операция на мозге.
  • Внутриутробные повреждения и родовые травмы.
  • Психологические травмы.

Нарушения речи: лечение

Если вы не уверены, что уровень развития разговорных навыков  ребенка соответствует требованиям возраста, проявите инициативу и обратитесь к экспертам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Расширение словарного запаса ребенка

Для того чтобы помощь малышу была результативной, необходимы комплексный подход и согласованная работа разных специалистов (врачей, логопедов, психологов, педагогов), а также активное участие родителей.

Важно, чтобы эти совместные усилия были направлены на раннее выявление и своевременную коррекцию отклонений речевого развития малыша.

Основными направлениями коррекционной работы являются логопедические занятия, психолого-педагогические коррекционные мероприятия, психотерапевтическая помощь ребенку, а также медикаментозное лечение.

http://www.moy-rebenok.ru/zhurnal/deti/detskii-sad/narushenija-rechi/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*