Home » Воспитание в семье » Как объяснить ребенку слово «Нельзя»?

Как объяснить ребенку слово «Нельзя»?

Дорогие мамы, я хочу поделиться с вами своим опытом и своими принципами позитивного воспитания.
Нет, не подумайте, я не изобрела чего-то нового.
Я просто стараюсь слушать свой внутренний голос, и следовать ему, опираясь на опыт педагогов и авторов книг, которые я считаю разумными, и которым доверяю. Мои любимые авторы Нина и Зарьяна Некрасовы, Юлия Гиппенрейтер.
Как объяснить ребенку слово «Нельзя»?

Как объяснить ребенку слово «Нельзя»?

 

Насколько правильны мои принципы воспитания будет известно годика через два. Пока остается только доверять своей интуиции. Хотя, некоторые результаты воспитания я могу наблюдать и сейчас. Но давайте обо всем по порядку.
Сегодня предлагаю вам поискать вместе со мной ответ на вопрос: «Как объяснить ребенку слово «нельзя»?».
Довольно часто гуляя на улице, я слышу от других мам такие фразы: «Не лезь сюда, упадешь»; «На горку нельзя, испачкаешься»; «Не лезь в лужу»; «Не бегай быстро»; «Не трогай собаку, укусит»; «Не поднимай мусор с земли»; «Не гоняй голубей»; «Все дети как дети, а ты….», «детям нельзя…» и т.д.
Давайте попробуем поставить себя на место ребенка. Маленькому исследователю все вокруг интересно. Детскому любопытству нет предела, а мы взрослые своими бесконечными НЕЛЬЗЯ погашаем этот исследовательский интерес. Дальше, все зависит от темперамента ребенка. Если малыш сильная личность, лидер — он будет протестовать, плакать и делать по-своему. Другой, после 10-20 неудачных попыток, возможно, потеряет личную инициативу и будет постоянно оглядываться на взрослых.
Кто-то возразит: что же теперь, ребенку совсем ничего не запрещать? Ведь ему же жить в обществе, где есть свои правила, и жизнь не сказка, а реальность, и порою очень жестокая, и малышу рано или поздно придется столкнуться с этой жестокостью.
Запрещать можно, и даже нужно – ведь у ребенка должны быть четки границы дозволенного. Только делать это нужно грамотно. Как? Давайте разбираться.

1. Слово нельзя нужно употреблять очень редко


Психологи рекомендуют делать это не более 3 раз в день. Это не возможно, возражают некоторые мамы и бабушки. Возможно. Мы проверили это на собственном опыте. Слово нельзя можно заменить.
Мы в нашей семье очень удачно заменили нельзя на фразу «можно только». Вот пара примеров:

Анютка встает напротив качели и начинает ее раскачивать. Это опасно, поэтому я говорю: «Так качать опасно. Можно только сбоку» и показываю на примере.

Дочь в туфлях пытается зайти в лужу – «По лужам мы ходим только в сапогах». Если мы находимся рядом с домом, я предлагаю зайти домой и переобуться, и дочурка сама принимает решение.

Кроме фразы «Можно только» я использую другие фразы-заменители. Например, слово «Опасно», которое я произношу очень строго.

Например, перед тем, как перейти дорогу я говорю «Стой, дорога, тут опасно». Акцент на    слово «Стой». Я заметила, что дочурка очень хорошо реагирует на него. Это лучше чем слово нельзя, или не ходи туда.

2. Частицу НЕ нужно исключить из своей речи


Дети не воспринимают частицу НЕ. Мы говорим: «Не трогай», а ребенок слышит: «трогай».Это правило, которое должны помнить все родители. Нужно приучить себя заменять фразы-отрицания позитивными утвердительными выражениями. Сделать это просто, нужно только несколько дней понаблюдать за собой.

3. Вместо запретов нужно объяснять ребенку свою позицию


Говорите о своих эмоциях, рассказывайте, почему так поступать плохо, рассказывайте о последствиях. Делайте это спокойно. Раньше мне казалось, что объяснять бесполезно, ребенок маленький и все равно ничего не поймет. Но это не так!
Я попробовала, и убедилась, что Анютка очень многое понимает, из того, что я говорю.
Самое главное, объяснять тогда, когда ребенок спокоен. Лучше присесть к малышу или взять его на колени. Важен зрительный контакт – я всегда смотрю в глаза Ане, когда что-то объясняю. Перед тем как начать рассказывать, привлекаю ее внимание так, чтобы она тоже смотрела мне в глаза.

4. Дайте ребенку право выбора


Я всегда ищу возможность дать Анютке сделать самостоятельный выбор. И это ей очень нравиться. Она всегда на несколько секунд задумывается, и загадочно улыбаясь, выбирает. Она всегда горда собой – ведь это она выбрала и сделала это самостоятельно.

Например: В кружку налит горячий чай. Дочь собирается ее взять. Я предупреждаю: «Анюта, кружка очень горячая. Ты можешь потрогать, если хочешь, но тебе будет больно». Затем делаю небольшую паузу, и предлагаю: «Давай я налью тебе теплый чай?».

Да, дочурка прикасалась к кружке, ей было важно проверить мои слова. Зато теперь она знает, что такое горячее, и ведет себя очень осторожно. (Конечно, прежде чем предложить потрогать кружку, я убедилась, что ожога не будет).

Другой пример: Дочурка пытается шагнуть в лужу в туфлях. Моя реакция: «Аня, стой! По лужам мы ходим только в сапогах. Выбирай: пойдем домой обувать сапоги или побросаем в лужу камушки? Смотри как здорово!».

5.  Определите для себя абсолютные запреты – ТАБУ


В нашей семье есть список абсолютных запретов. Это то, что детям нельзяни при каких обстоятельствах. Родителям важно определиться с этим списком, согласовать его и действовать последовательно и сообща.
Если нельзя один раз, значит нельзя всегда без исключений.
У нас нельзя:
  • выбегать и играть на дороге, переходим улицу только на руках или за руку на зеленый свет;
  • нельзя бить маму, папу, собаку и других детей;
  • трогать горячую плитку
  • забираться на подоконник.
С острыми предметами я уже познакомила Анютку. Я объяснила, что нож острый, Анюта аккуратно его потрогала под моим присмотром, а я слегка ее уколола. При этом очень острые и большие ножи лежат вне зоны досягаемости, а маленькие мы иногда оставляем на столе, дочь они больше не привлекают.

6. Обезопасьте свою квартиру


Это позволит исключить часть запретов. Розетки можно закрыть заглушками, тяжелые вещи убрать наверх, ножи, утюг, плойки – вне зоны досягаемости.
И еще один простой совет, который у нас очень хорошо работает: все знают, что запретный плод сладок. Поэтому, лучше познакомить ребенка с опасными вещами и дать доступ к ним под контролем взрослых. Когда ребенок будет часто пользоваться «запретными» вещами, они перестанут привлекать его интерес.

Например, дайте малышу пластмассовый нож и доверьте порезать вареные овощи; пусть малыш погладит свою одежду чуть теплым, остывшим утюгом или выключит микроволновку по просьбе мамы.

♦Подведу итоги:

  • Я практически ничего не запрещаю дочурке прямыми запретами, при этом очень многое объясняю, используя слова заменители: опасно, край, острый, горячо, высоко, будет больно и т.д.
  • Всегда даю Анютке возможность выбора и самостоятельного принятия решения, знакомлю ее с опасными предметами.
  • Перевожу ее внимание от опасности, своим примеров, показывая, как можно сделать по-другому.

 

Этот путь тяжел. Потому что, все выше описанные примеры не действуют с первого раза. Нужно повторять все свои действия последовательно и неоднократно – множество, множество раз, сохраняя терпение и спокойствие.
Я считаю, что ребенок должен иметь возможность познавать мир, иметь возможность выбора. Так он научится отвечать за свои поступки и принимать решения. Так у ребенка сформируется внутренняя система самоорганизации и самоконтроля. Кроме того, свобода действий это профилактика детского вранья.
Источник: www.prostomama.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*
*