Home » Воспитание в семье » Кто решает, что смотреть детям по ТВ?

Кто решает, что смотреть детям по ТВ?

Кто решает, что смотреть детям?

Если раньше в этом можно было в какой-то мере полагаться на государство и его идеологию, то сегодня в каждой семье решают по-своему. Кто-то ставит эксперимент, поощряя полную свободу как минимум до исполнения шести лет, называя это «японской» концепцией; другие традиционно делают ставку на родительский авторитет и послушание.

оренбург защита прав ребенка

Воспитатель в ящике

Организовать время ребенка — задача для современных родителей непростая. Освобождая время для домашних дел или работы, да еще и при отсутствии лишних денег, выбирают самый недорогой способ. Вот и становятся домашним воспитателем мельтешащие картинки в черном ящике или плоской панели. Усадить ребенка за просмотр телевизора, как говорится, дешево и сердито. Когда это вошло в привычку, большинство пап и мам, бабушек и дедушек заметили, что «не все йогурты одинаково полезны» как для пищеварения, так и для психического развития малыша.

Родительское сообщество в Интернете уже несколько лет ведет споры о влиянии на детей старых добрых советских
мультфильмов и их заграничных собратьев. В форумах они разделились на два лагеря: одни не видят ничего страшного во всех детских мультфильмах, другие обвиняют «Дисней» и «Никелодиум» в пропаганде чуждых российскому ребенку ценностей. Законодатели в своих рассуждениях дошли до того, что признали определенную информацию вредной для здоровья и развития ребенка. Правовой документ, вступивший в силу два месяца назад, так и назвали — «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Визуально действие закона воплотилось в помещении знаков 0+, 6+, 12+, 16+, 18+ перед началом фильма или программы, после рекламы, на обложках печатной продукции, а также в анонсах и афишах. Давайте попробуем разобраться, что этим хотели сказать чиновники и депутаты, радеющие за здоровое будущее детей.

Согласно букве закона

Информацию поделили на запрещенную для распространения среди детей, запрещенную до достижения определенного возраста и разрешенную даже для новорожденных. К последним в телеэфире можно отнести разве что новости на Первом канале, некоторые спортивные трансляции, «Спокойной ночи, малыши» и их местный аналог — «Зовите малышей». Также никаких ограничений по возрасту не указывает телеканал «Культура» — буквально ставь телевизор у колыбели и воспитывай до совершеннолетия. Такой подход говорит о том, что телевизор у нас признан абсолютно безвредным даже для таких крох. В тексте закона сказано, что такие программы должны маркироваться 0+, но в разъяснениях Роскомнадзора градация значков указана начиная с 6+. Получается, программы и фильмы без всяких обозначений подходят для всех возрастов.

Как ни странно, но без ограничений дети могут смотреть вновь вышедшую в эфир программу «Малахов+». «Плюс» в названии не стали сочетать с аналогичным знаком ограничения. Вот интересно, а если ребенок, насмотревшись наставлений взрослых про лунные сутки, оздоравливающие позы, целебные отвары, смеси и чудодейственные диеты, решит попробовать это на себе. Малыш вряд ли станет вытворять такое, а вот неуверенные в своей привлекательности девочки-подростки советами воспользоваться могут.
Определяют, что «съедобно», а что нет сразу по нескольким параметрам. Закон ясно говорит, что оцениваться должны тематика и жанр, особенности восприятия конкретной информации, художественное оформление и вероятность причинения вреда здоровью и развитию детей.

— Оценивать, способна ли та или иная информационная продукция причинить вред здоровью и развитию детей, будут эксперты, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии и детской психиатрии, — объяснила уполномоченный по правам ребенка в Оренбургской области Ольга Ковыльская.

До шести лет ненатуралистические изображения, а также сцены физического и психического насилия показывать можно в том случае, если это оправдано сюжетом, а в конце концов добро торжествует над злом, насилие осуждается, к жертве выражается сострадание. Если ребенку больше шести лет, то ему можно рассказывать о заболеваниях человека, но только не о тяжелых, можно показывать аварии и катастрофы, но исключать моменты, которые могут вызвать у детей страх, ужас или панику. И о преступлениях можно рассказывать в этом возрасте, но обязательно надо указать, кто хороший, а кто — нет, а также выразить осуждение большинства к поведению правонарушителя. В группу 12+ и дальше по возрастающей (16+, 18+) попадают все более откровенные сцены в плане описаний и сцен болезней и смерти человека, насилия, традиционных сексуальных отношений. По достижению 16 лет можно смотреть, слушать и читать нецензурную лексику.

Никогда вы не увидите значка с возрастным ограничением в программах, транслируемых в прямом эфире, исполняемых вживую на концертах и массовых мероприятиях, общественно-политических изданиях, а также в радиоэфире. Радийщики обязаны предупреждать о недетских песнях и темах не меньше четырех раз в сутки.

Вопросов больше, чем ответов

Для кого создавался данный закон? Скорее всего для производителей информационных программ, чем для детей, которых стремятся защитить. Простой пример с радиовещанием.

Практически все станции в Оренбурге в самом доступном FM-диапазоне имеют возрастное ограничение 16+. В общественном транспорте, кафе или торговых центрах, где находятся дети гораздо младше, никто не станет даже задумываться о том, чтобы выключить говорильню. Издатель предупредил, а дальше делайте что хотите. Ну не станешь же затыкать своему чаду уши или ругаться с водителем маршрутки, который вряд ли разделит музыкальные предпочтения вас и вашего ребенка.
Представим, что сознательные родители решили исполнять закон, который их исполнять вроде бы никто и не заставляет. Открываем телепрограмму и внимательно изучаем временной промежуток, когда школьник 7–11 лет после обеда один дома дожидается прихода родителей. Для него в это время на Первом канале только новости, «Малахов+» и Федеральный судья, на «России» телесериал «Ефросинья». Про ТНТ, СТС, НТВ и Рен-ТВ вообще стоит забыть до исполнения 16 лет. Другие телеканалы не запрещают в это время посмотреть ток-шоу на социальные темы и прочие информационно-аналитические программы. Исполняем закон, а значит, телевизор из числа развлечений исключаем. Остается Интернет, управу на который законодатели пока не нашли.

— Согласно статье 64-й Семейного кодекса РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, — разъясняет Ольга Ковыльская. — Крайне важно, чтобы ребенок доверял родителям и педагогам и был подготовлен ими к восприятию и адекватной оценке той информации, которую он получает извне, в том числе в общественных местах. Соответственно, виртуальную жизнь детей необходимо отслеживать. Но репрессивными мерами этого достичь вряд ли удастся. Необходимо быть ребенку другом, обсуждать с ним в целом все аспекты его жизнедеятельности, интересоваться страничкой в социальных сетях Интернета, а лучше самим родителям зарегистрироваться в них и общаться с ребенком на виртуальном уровне. Если выявится тревожная информация, не стоит угрожать ребенку и запугивать, достаточно обсудить с ним возможные последствия данной информации через отвлеченные примеры других людей или друзей ребенка.

— Механизм реализации закона не прописан до конца, — считает главный внештатный детский психиатр министерства здравоохранения области Елена Васильева. — С одной стороны, требовать от родителей — работающих людей, чтобы они следили за подростками, что у них в компьютере и в телефоне, не реально. При чем здесь родитель, если у ребенка весьма откровенная картинка в телефоне? В отношении интернет-ресурсов должно быть принято решение на федеральном уровне. Некоторые надо попросту запретить и закрыть.
Своим мнением о новшествах в законодательстве поделился директор ООО «Телекомпания РИАД» — «Авторадио-Оренбург» Владислав Летунов:

— У закона есть недоработки. К примеру, говорится: экспертиза проводится экспертом, экспертами, экспертными организациями… Но на деле это выглядит иначе. Перед тем как программа выйдет в эфир, она проходит через редактора информационной службы, в обязанности которого входит и контроль, чтобы эта информация соответствовала всем требованиям закона.

Не переборщить

Одним из спорных и наиболее обсуждаемых нюансов закона является процедура оценки информационных программ и присвоения им того или иного знака. Упорно распространялись слухи, что «Ну, погоди!» запретят из-за того, что Волк постоянно курит и попадает в расставленные Зайцем ловушки — физическое насилие. «Приключениям Тома Сойера» грозил запрет из-за пропаганды бродяжничества, а «Ежику в тумане» из-за того, что мрачные краски вызывают у детей страх и ужас.

— В категорию 18+ попадает любая информация, которая может рассматриваться как пропаганда противоправных или опасных для жизни действий, а также все сцены курения, употребления алкоголя, наркотиков, азартных игр и занятия проституцией. Под это же можно все что угодно причесать. Это выходит, что я теперь днем не смогу посмотреть свой любимый фильм про сбежавших в бетономешалке уголовников? — задается вопросом некто TheVS на одном из форумов.

Волну негатива и дезинформации остановил Роскомнадзор. Законная возможность показывать нечто всем и в любое время суток есть, если этот продукт будет иметь историческую, художественную или иную культурную ценность.

— Давайте подведем черту. Все, что вышло, уже было напечатано — оставить. Не надо лезть вглубь, надо принимать решение, которое имеет четкий механизм реализации. Начиная с 2012 года перестать обнародовать фотографии покончивших с собой; изъять из кинофильмов, которые производятся у нас или закупаются для проката на территории России, сцены секса и сексуального насилия, — предлагает Елена Васильева.

Еще один интересный пример. Сериал «Воронины» на СТС, который имеет ограничение 16+. В съемках фильма участвуют дети, которым нет еще и 12 лет. На их глазах происходят сценарные ссоры родителей, конфликты между взрослыми, а дедушка всегда словоохотлив до брани. На съемочной площадке эти дети защищены от вредной информации? Сомневаюсь. И почему фильм, в том числе про детей, несовершеннолетним смотреть нельзя?
Большинство телезрителей и радиослушателей еще не осознали, как пользоваться информацией, которую предлагают медиа.

— Я не смотрю на эти цифры, — рассказала Елена Быкова, мама двоих детей 4-х и 12-ти лет. — Младшая равнодушна к телевизору и мультикам, хотя по утрам сейчас смотрит «Клуб Винкс — школа волшебниц» (имеют ограничение 12+. — Прим. ред.). — Я сама стараюсь оценивать, какие фильмы нельзя смотреть детям, но подозреваю, что сын в Интернете просматривает сайты, содержание которых гораздо откровеннее любой телевизионной программы.

— Для кого тогда создан закон?

— Для сознательных родителей. Я не вижу смысла переключать каналы или закрывать глаза руками, когда ребенок включает то, что закон «запрещает» ему смотреть.

Закон, возможно, поможет родителям сориентироваться в информационном пространстве и выбрать то, что, по мнению специалистов, не навредит ребенку. Однако не понятно, почему согласно этой подсказке в ночном эфире регулярно появляются фильмы и передачи с маркером 0+ или 6+. Любой школьник может в пятницу, 9 ноября в 2:15 на телеканале «Центр» посмотреть художественный фильм «Продлись, продлись очарованье…». При этом соседняя кнопка пульта продемонстрирует «Сеанс для взрослых» с ограничением 18+. Где логика?

материал: Алена Гниденко, Анна Митрофанова

Источник: www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*