Директор казанского лицея №131 Альфия Хабибуллина о том, почему в России стало страшно говорить, что учитель любит детей
Только за последний месяц несколько российских школ и вузов от Москвы до Кемерово оказались в центре публичных скандалов, связанных в том числе с неформальными отношениями между учителями и учениками. Директор одной из лучших школ города — казанского лицея №131 — Альфия Хабибуллина поразмышляла специально для «БИЗНЕС Online» о корнях этих проблем.
Альфия Хабибуллина: «Мы абсолютно погрязли в бумагах. Нам некогда заниматься уроками, нам некогда заниматься воспитательным процессом, нам некогда заниматься детьми»
«ИНОГДА, ЧТОБЫ ЗАТКНУТЬ ВАКАНСИЮ, ПРИХОДИТСЯ ПРИНИМАТЬ НА РАБОТУ КОГО ПОПАЛО»
Ни для кого не секрет, что авторитет учителя в последние годы значительно упал, связано это с низкой зарплатой. Раньше, в советское время, зарплата у учителя была достойная. А сейчас нет зарплаты, соответственно, нет конкурсного отбора, соответственно, у директора школы нет возможности управлять подобными вещами. Иногда, чтобы заткнуть вакансию, приходится принимать на работу кого попало. На такую зарплату очереди не выстраиваются.
Еще одна причина — политика наших СМИ. У нас по телевидению никогда не показывают положительных примеров работы учителей, а их гораздо больше, чем отрицательных! Гораздо больше! Всегда показывают только отрицательные примеры. И у населения складывается впечатление, что все учителя только такие.
Вообще, у нас понятие «любовь к детям» полностью приобрело совершенно другой смысл. Благодаря нашим средствам массовой информации, благодаря нашему телевидению у нас теперь даже страшно сказать, что учитель любит детей. Страшно сказать, честное слово. Потому что сейчас все понимается в извращенном виде. И получается, что об учителях, которые хорошо работают, никто ничего нигде не говорит. Говорят только об отдельном случае в Кемерово, об отдельном случае в Альметьевске, об отдельном случае в Москве… Это единичные случаи! А массовые случаи, когда люди работают и работают хорошо, никто не видит и никто не ценит. Людям нужны жареные факты. Людям интересно, кто с кем спит. Я понимаю, конечно, что нужно выполнять запрос публики, но, извините, запрос низкопробной публики все-таки выполнять не нужно. Даже если есть положительные примеры, то, как правило, в специализированной прессе, которую читает очень узкий круг людей, скажем, в журнале «Образование».
«У нас по телевидению никогда не показывают положительных примеров работы учителей, а их гораздо больше, чем отрицательных!»
Вот яркий пример — команда России на всемирной олимпиаде по физике завоевала четыре золотые медали! Ни одно СМИ об этом не написало! Ни одно! Дети детьми, но их же к этим олимпиадам учителя готовят! Не хватает информации про хороших учителей, ее нигде нет. Учителя превратились в каких-то монстров, которые любят детей каким-то совершенно неправильным образом.
«ЕСЛИ НОВЫЙ МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ НАВЕДЕТ ПОРЯДОК В СМИ, ТО СЛЕДУЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ ДЕТЕЙ МЫ СМОЖЕМ СПАСТИ»
Если честно, то сюжет про кемеровских первокурсников комментировать вообще очень сложно, потому что я считаю, что это полный идиотизм как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Я не знаю, до какой степени морального разложения дошло наше общество, но считаю, что в этом моральном разложении наши СМИ сыграли не последнюю роль, показывая низкопробные фильмы, показывая весь этот криминал. Нет положительных примеров, одни отрицательные. Что должна получить молодежь, глядя эти фильмы и читая эти статьи, где считается нормой, что учительница спит с учеником или учитель спит с ученицами.
Все эти случаи — в Кемерово, в Москве, в Альметьевске — во всех СМИ смакуются. Наверное, нужно дойти до последней степени разложения, чтобы выставлять все это на всеобщее обозрение. В моей голове это не укладывается. Здесь виноваты и студенты, и их родители прежде всего, и преподаватели, которые знали об этом и молча проглатывали, рассчитывая на то, что они, мол, сами взрослые, сами решают и т. д. Это неправильно. Поэтому здесь обоюдная вина всех.
«Учителя нашего лицея №131 работают за ту же самую заработную плату, что и остальные, однако школа находится на передовых позициях, как так?»
При таком нынешнем сегодняшнем положении государство прежде всего должно остановить телевидение или вообще отменить его. Хорошие нормальные фильмы — так называемая классика — показываются в час ночи, а в восемь вечера идет какой-то кошмар. Поэтому нормальные люди телевизор уже давно не смотрят.
Может возникнуть вопрос: учителя нашего лицея №131 работают за ту же самую заработную плату, что и остальные, однако школа находится на передовых позициях, как так? И наши учителя не такие, как те, что фигурируют в инцидентах, о которых стало известно в последнее время. И я думаю, что большинство педагогов в России — нормальные. Большинство!
Наша школа является передовой прежде всего за счет конкурсного отбора учеников, я этого не скрываю. К нам поступают дети, родители которых заинтересованы в том, чтобы дать им хорошее образование. В подавляющем большинстве случаев к нам идут мотивированные дети с хорошим воспитанием в семье. Во-вторых, педагогический состав у нас старой советской закалки. Здесь требуют с детей так, как требовали с нас в наших школах, когда мы учились. А вот когда этот состав обновится в силу возраста педагогов, я не знаю, что нам грозит. Наша школа — это один из немногих оплотов классического образования, но и мы, наверное, тоже рухнем, потому что я выхода из этой ситуации не вижу при таком разложении общества, которое идет у нас, при том идиотизме, в котором мы живем.
«От нового министра образования я очень жду уменьшения бюрократии для учителей»
От нового министра образования я очень жду уменьшения бюрократии для учителей. Потому что мы абсолютно погрязли в бумагах. Нам некогда заниматься уроками, нам некогда заниматься воспитательным процессом, нам некогда заниматься детьми. Мы сидим и с утра до вечера пишем абсолютно никому не нужные бумаги, чтобы все это впоследствии сдать в макулатуру. Кроме того, если она наведет порядок в СМИ, то, наверное, следующее поколение детей мы сможем спасти.
Альфия Хабибуллина
http://www.business-gazeta.ru/article/322314