Сейчас мучения школьников совершенно непропорциональны полученным результатам
Портал KM.RU как просветительский проект нередко обращался к теме реформы образования в России. В ситуации, когда на самом высшем уровне заявлено о необходимости новой индустриализации и развитии высоких технологий, требуется и соответствующая система образования.
Как обстоят дела в этой сфере? На вопрос нашего портала отвечает Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.
Мы были в тройке лучших молодых поколений своего времени
Сейчас мучения школьников совершенно непропорциональны полученным результатам. Это главное, что я хотел бы поменять в школе. У меня внук учится во втором классе, так вот я во втором классе был свободным человеком, а у моего внука очень мало свободного времени для развития. Если же говорить в общем, то по данным Рособрнадзора, четверть ребят не справились с простейшей задачей на ЕГЭ по математике. Кстати, ЕГЭ в сфере математики максимально приближен к традиционной контрольной работе и на нем была предложена такая задача: Поезд вышел в 10 утра из пункта «А», прибыл в пункт «Б» в 12 часов следующего дня, оба пункта находятся в одном часовом поясе. Сколько в пути провел поезд? Это же задача для второго класса!
Спрашивается, зачем устраивать детям мучения, если результата нет никакого? Я считаю, что мы нарушили один из великих заветов знаменитого психолога Льва Выготского, сто двадцатилетие которого мы празднуем в этом году: «Ищите зону ближайшего развития». Когда перегружают детей информацией, довольно часто ненужной, они перестают знать даже то, что должны были бы знать при нормальном количестве информации.
В советской школе информации, которой детей нагружали, было меньше, а знаний больше. Мы были в тройке лучших молодых поколений своего времени, сейчас начальная наша школа остается в тройке мировых лидеров, но чем старше, тем хуже их показатели. И сейчас мы по этому параметру скатились на четвертый и даже пятый десяток в мире.
Нам необходимо обучение, ориентированное на личность
Чем объяснить такую перегрузку? Я не сторонник теории иностранного заговора. Знаменитые бюрократические законы Паркинсона хуже любого заговора. Как-то в Думе я высказывался по очередной правительственной программе массового закрытия вузов: «Не верю в иностранных агентов в правительстве. Но если бы они там были, то ничего лучшего для них, чем свертывание высшего образования и выбрасывание студентов на улицу во время кризиса, я придумать не могу».
Однако, не разделяя теории иностранного заговора, я верю в то, что российская политическая элита пытается создать две системы образования. Одна для управляющих, а другая для всех остальных.
Кроме критики требуется выдвинуть и позитивные предложения. Мой взгляд такой: нужно еще раз внимательно отобрать задания для школьной программы. Категорически отказаться от системы бюрократической балльной оценки работы учителей, ведь учителя сейчас без конца отчитываются и занимают первом месте в мире по времени, затрачиваемом на выполнение формальных процедур. И третье – в образование надо вернуть живую душу, то есть вместо бюрократического образования нам необходимо обучение, ориентированное на личность.
Образование без воспитания – это меч в руках сумасшедшего
Сейчас, напротив, пытаются убрать человеческий фактор. В этом случае может получиться дрессировка, но не обучение. Дмитрий Менделеев, кстати, говорил, что образование без воспитания – это меч в руках сумасшедшего.
Недавно я узнал, что британцы создают школы для одаренных детей по советскому опыту, активно используя классические советские учебники по естественным наукам. Что и неудивительно, ведь эти учебники, как, кстати, и учебники по литературе, достаточно хороши, чтобы по ним учиться. Конечно, для современности следует в старых текстах сделать поправку на идеологический фактор. С такой поправкой они годятся для обучения в наше сегодняшнее время. Я, кстати, знаю родителей, которые достают свои учебники, оставшиеся со времен СССР, и обучают по ним детей.
Интервью подготовил Дионис Каптарь
http://www.km.ru/v-rossii/2016/05/17/obrazovanie-v-rossii/776841-oleg-smolin-britantsy-sozdayut-shkoly-dlya-odarennyk