Развитие речи у ребенка – это важный компонент полноценной жизни в социуме. Фразовая речь по правилам грамматики родного языка выполняет важную коммуникативную функцию и является инструментом познания действительности.
Для детей первых трех лет жизни речь является основным рычагом формирования мышления и произвольного поведения. Развитие речи у детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) очень часто требует систематических и целенаправленных усилий со стороны педагогов и родителей. Важно выработать эффективный комплекс упражнений, направленный на качественное речевое развитие.
Какие шаги нужно предпринять
Основные усилия в начале обучения должны быть направлены на:
- развитие понимания обращенной к ребенку речи;
- обогащение словарного запаса;
- обучение построению фраз.
Прежде всего, ребенка необходимо заинтересовать, это поможет сформировать потребность в эмоциональном и речевом общении. Чтобы добиться заинтересованности со стороны малыша, необходимо выразительно и четко разговаривать с ним, комментировать свои действия, петь песенки и рассказывать стишки, сказки, сопровождая такое общение мимикой и жестами.
Как формировать фразовую речь у ребенка с ОВЗ
Начинать необходимо с общения в формате вопрос-ответ, составляя предложения по произведенным действиям или ситуациям, озвучивая рисунки в детских книжках. Очень хорошо помогают развить фразовую речь приемы сопряженной и отраженной речи.
Чтобы материал усваивался с максимальной пользой, ребенок должен быть заинтересован в обучении и с удовольствием идти на контакт со взрослым.
Понимание обращенной речи
Пониманию обращенной речи учат малышей с пеленок, поскольку это часть процесса социализации. Подросший малыш начинает принимать активное участие в выполнении простых бытовых сценариев.
Ребенка можно попросить взять ту или иную вещь, принести игрушку, открыть коробку или бросить мяч. При нормальном темпе усвоения новых знаний, малыши первых двух лет жизни отлично справляются с выполнением подобных просьб.
Обучение формированию однословных фраз
Это следующий этап речевого развития, в процессе которого ребенок осваивает одно слово – существительное или глагол, для коммуникации с окружающими.
В процессе обучения, педагог или родитель должен создавать бытовые ситуации, придумывать игры, которые бы побуждали малыша к диалогу. Необходимо формулировать и задавать вопросы, на которые ребенок может ответить одним словом. Это важно, поскольку формирование однословной фразы помогает ребенку перенять образец правильно построенной речи. Взрослый должен говорить максимально четко, составляя предложения с простой конструкцией.
Обучение составлению двухсловных предложений
Правильно сформулированное двухсловное предложение состоит из подлежащего и сказуемого. Например, можно сформулировать вопрос, ответ на который включал бы все слова предполагаемого предложения: «Кто это бежит, неужели мышка?». Тогда ребенок сможет ответить: «Да, это мышка бежит!».
Дополнять такие упражнения можно разбором ситуаций, изображенных на сюжетных картинках.
Поскольку ребенок с ограниченными возможностями здоровья очень часто не может проявлять такую же физическую активность, как и его сверстники, занятия по развитию речи должны быть регулярными и систематическими.