Если ребенок съест сахарную вату, плитку шоколада или любое другое сладкое лакомство, последует ли за этим гиперактивное безумие? Хотя некоторые родители могут поклясться, что ответ «да», исследования продемонстрировали, что это не так.
«Сахар, очевидно, не влияет на поведение детей,» – сказал доктор Марк Вольрайх, руководитель отдела педиатрии развития и поведения в Центре медицинских наук Университета Оклахомы, который исследовал влияние сахара на детей в 1990-х годах.
Вместо этого ожидания родителей в отношении так называемой «сахарной эйфории», по-видимому, влияют на то, как они оценивают поведение своих детей, сказал Вольрайх. Легко понять, почему родители проводят эту связь: сахар [в виде разнообразных продуктов] часто является главной достопримечательностью на вечеринках по случаю дня рождения, когда дети, скорее всего, будут носиться как угорелые. Но все эти выплески энергии происходит из-за того, что дети возбуждены, а не из-за употреблённого сахара, сказал он.
Если родители считают, что сахар влияет на поведение их детей, «их идеи подкрепляются тем, что они видят его в подобных обстоятельствах,» – сказал Вольрайх в интервью Live Science.
Неправильное представление исходит из идеи, что повышенный уровень сахара в крови приводит к гиперактивному поведению. Это правда, что человек с низким уровнем сахара в крови (известным как гипогликемия) может получить заряд энергии выпив напиток с сахаром. Но совсем другое дело, если кто-то съест что-то сладкое, не имея низкого уровня сахара в крови.
- Читайте также:
Как ограничить сладости в рационе ребенка?
Почему сладости могут быть опасны для здоровья?
Симптомы гиперактивности у детей
«Организм, относительно здорового человека, регулирует уровень сахара. Если ему необходимо, он будет использовать энергию, а если не нужно, он превратит сахар в жир для хранения.» – сказал Вольрайх. Именно так – если вы съедите пончик, когда уровень сахара в крови уже в норме, лишние сахара могут преобразоваться в жир.
Высокий уровень сахара?
Большая часть этой информации взята из исследований, проведённых Вольрайхом и другими исследователями в 1990-х годах.
Например, исследователи обнаружили, что матери оценивали своих сыновей как более гиперактивных, когда им говорили, что мальчики употребляли сахар, даже когда дети этого не делали, согласно исследованию 1994 года в журнале Аномальная детская психология [Abnormal Child Psychology]. В ходе исследования 35 мальчикам в возрасте от 5 до 7 лет дали напиток, содержащий искусственный подсластитель аспартам, который состоит не из сахара [углеводов], а из аминокислот [фенилаланина и аспарагиновой аминокислоты]. Половине матерей сказали, что их мальчики получали сахар.
Когда исследователи спросили матерей о поведении их сыновей, женщины, которым сказали, что их сыновьям давали сахар, оценив своих детей как более гиперактивных, согласно исследованию.
Кроме того, исследователи также записали на видео взаимодействие между мальчиками и их мамами. Записи показали, что матери, которые считали, что их сыновьям давали сахар, держались ближе к сыновьям и с большей вероятностью критиковали, глядели на них и разговаривали с ними, чем матери, которым не говорили, что их сыновьям давали сахар.
«Самовнушение может быть очень мощным,» – сказал Вольрайх, не участвовавший в исследовании, объясняя результаты.
Однако в этом исследовании (и во многих других) рассматривалось потребление сахара только в один момент времени. Итак, Вольрайх и его коллеги решили провести более длительное, девятинедельное исследование. Однако, по его словам, им всё ещё не удалось найти связь между сахаром и гиперактивностью.
В этом исследовании 1994 года, опубликованном в Медицинском журнале Новой Англии [New England Journal of Medicine], исследователи обследовали детей, родители которых считали, что они чувствительны к сахару. Всего учёные обследовали 25 детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 5 лет и 23 ребенка школьного возраста в возрасте от 6 до 10 лет. Каждая семья в течение трёх недель придерживалась определённой диеты: в одной диете было много сахара (сахарозы), в другой – аспартама, а в одной – сахарина (некалорийного подсластителя).
Исследование также было двойным слепым, что означало, что ни семьи, ни учёные не знали, какой ребёнок был на какой диете в любой момент времени.
Согласно когнитивным и поведенческим тестам, а также отчётам родителей, учителей и исследователей, «между тремя диетами не было существенных различий», указывающих на то, что сахар не влиял на интеллект или поведение детей, писали исследователи.
Кроме того, Вольрайх и его коллеги опубликовали обзор в 1995 году в журнале JAMA, который включал 16 исследований, посвященных проблеме «высокого уровня сахара». Этот обзор также «показал, что сахар не влияет на поведение или когнитивные способности детей».
Фактически, статистик, работавший над статьей 1995 года, в которой исследователи статистически объединили результаты всех исследований, проведённых до этого, сказал, что «у него никогда не было таких последовательно отрицательных результатов». Это означает, что сахару постоянно не удавалось создать легендарную «сахарную эйфорию», сказал Вольрайх.
Дмитрий Бобров
https://vc.ru/food/364821-delaet-li-sahar-detey-giperaktivnymi