Home » Воспитание в семье » Говорим с детьми на сложные темы: советы психолога

Говорим с детьми на сложные темы: советы психолога

С 1 июля вырастет пособие по уходу за детьми-инвалидами

Как говорить с детьми на сложные темы? О любви, деньгах, войне… Как родителю поступить правильно – начать разговор самому или ждать, когда ребенок сам поднимет волнующую его тему? Говорить ребенку правду или давать уклончивый ответ? Есть ли определенный возраст для ответов на сложные вопросы? Как правило, все эти вопросы рано или поздно возникают у каждого родителя.

Что делать? Разбираемся вместе.

     Важно учитывать несколько моментов:  

  1. что мы называем сложными темами для разговора с ребенком,
  2. кто является инициатором разговора,
  3. какой информацией уже обладает ребенок.

Как правило, сложные темы – это те темы, на которые неловко разговаривать с ребенком в первую очередь самому родителю. На сложные темы труднее найти однозначный ответ и объяснить простыми словами сложный вопрос. Мы живем в многообразном мире, доступном информационно и открытом для самостоятельного познания ребенком, поэтому первое, что я бы предложила бы родителям, заранее подумать, на какие темы им труднее всего разговаривать с ребенком. Ведь если, вопрос на какую-то тему уже прозвучал, а родитель растерялся, решил увести разговор в другую сторону, эта тема действительно может стать сложной для обсуждения.

И тогда нужно быть готовым, что ребенок начнет самостоятельно искать информацию. Читать в интернете, разговаривать с друзьями, обсуждать в школе. Это тоже неплохо, но в детско-родительских отношениях формирует дистанцию и представление о том, что есть темы, с которыми я не могу подойти к родителям.

      Второе, что можно сделать, –  продумать, что вы могли бы сказать ребенку в разговоре на волнующую его непростую тему. Порой дети в некоторых вопросах разбираются лучше родителей, однако нередки случаи, когда это знание (как правило почерпнутое из и интернета) фрагментарно и поверхностно. Поэтому, с одной стороны, не надо дублировать информацию, которую ребенок уже знает. А с другой стороны, не стоит перегружать свой ответ информацией, которая ребенку может быть неинтересна или преждевременна.

      Важно, на мой взгляд, родителю знать личностные и возрастные особенности своего ребенка. Именно это знание поможет понять, какая информация на данном этапе для вашего ребенка может быть лишней.

      Всегда бывает непросто начать разговор на непростую тему. Любой разговор на сложную тему, я бы предложила начинать с двух вопросов: что ты об этом знаешь и что бы хотел узнать у меня.

      Например, весьма распространенный вопрос, откуда я появился. Большинство родителей ставит в тупик. Как ответить?  Опирайтесь на возраст ребенка. Маленького ребенка вполне удовлетворит ответ про капусту или аиста. Информация о строении человека и процессах размножения могут только запутать. С ребенком постарше родитель вполне может вместе почитать, посвященную этой теме научно-популярную энциклопедию, или взять горох и провести элементарный опыт.

     Затрагивая тему войны в разговоре с детьми, хорошо опираться на семейные истории. В каждой семье есть бабушки, дедушки, прабабушки – ветераны ВОВ. У каждого из них есть своя жизненная история, фотографии, письма. Разговор с очевидцем события –  невероятно ценный опыт для ребенка. Такие разговоры объединяют всех членов семьи и воспитывают в ребенке семейные ценности, подают личный пример.

      Правильным поводом для такого разговора было бы, на мой взгляд, обращение к художественной литературе. Хорошие книги, прочитанные вместе, могут стать основой для непростого, но необходимого и очень полезного, разговора. Мне кажется, именно в руках родителя во многом формирование информационной культуры ребенка. Расширяйте круг знаний ребенка по интересующей его теме: посещайте вместе тематические выставки, смотрите советскую киноклассику и новинки кинопроката, обсуждайте, делитесь своими эмоциями, своим опытом «освоения» военной темы. Это позволит вашему ребенку больше узнать о вас, научиться выражать свои чувства, видеть и ценить чувства других. А еще это позволит ему сформировать свое отношение к теме и сформулировать свою точку зрения.

      Будьте честными и опасайтесь формализма. Не замалчивайте сложные моменты, не наполняйте военное время излишней романтикой: история не знает сослагательного наклонения, а война –  время тяжелых испытаний для народа.

Виктория Савкова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра

https://psynavigator.ru/publikacii/govorim-s-detmi-na-slozhnie-temi-soveti-psihologa

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*