Home » Развитие ребенка » Мелкая моторика до года

Мелкая моторика до года

Мелкая моторика ребенка до года

Мы продолжаем знакомить родителей с упражнениями для развития мелкой моторики. Статья этого номера посвящена занятиям с малышами до 1 года.
Мелкая моторика до года

Мелкая моторика до года

Моторику до 1 года можно условно поделить на крупную и мелкую. Крупная отвечает за движения тела в пространстве: поднять руку, чтобы взять игрушку, повернуть корпус, переставить ножку. К мелкой моторике принято относить движения пальчиков.

Не будем еще раз подробно останавливаться на важности развития именно мелкой моторики ребенка. Напомним лишь, что в пальчиках содержится большое количество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активируем развитие головного мозга, в котором находятся и центр речи, и зоны, отвечающие за творчество и абстрактное мышление. Более того, развитие мелкой моторики способствует улучшению работы пищеварительной и сердечнососудистой систем организма.

Как же развивать мелкую моторику совсем маленького человечка, который даже кулачок сжать сознательно еще не умеет? Очень просто. Необходимо обеспечить пальчикам стимуляцию, а также самим взрослым манипулировать пальчиками ребенка. Руки родителей и предметы домашнего обихода как нельзя лучше справятся с этими задачами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Детский массаж: рекомендации для родителей

Массаж
Подойдет любой массаж пальчиков и ладошек. Например, возьмите ручки ребенка в свои ладони, похлопайте ладошками, потрите их друг об друга, как если бы вы замерзли и решили согреться. Промассируйте каждый пальчик от основания до ноготка. Возьмите любой небольшой предмет, покатайте и помните его ладошками ребенка (это может быть массажный шарик-ежик, гладкий теннисный шарик, плюшевая игрушка, грецкий орех, шишка).

Совет: если ребенок не любит делать массаж пальчиков, не отказывайтесь от этого упражнения совсем. Просто старайтесь делать его между делом. Например, после мытья рук или вечерней ванны накиньте ребенку на ручки полотенце и быстро промассируйте пальчики. Таким образом, вы не только высушите ручки, но и простимулируете их.

Поглаживания
Это упражнение подойдет для самых-самых маленьких. Возьмите ручку ребенка, расправьте пальчики, чтобы не сжимались в кулачок, приложите к какой-нибудь поверхности и медленно и долго ведите по ней, как бы поглаживая. Это позволит ненавязчиво раскрыть ладошку малыша и снять мышечный тонус. Старайтесь, чтобы поверхности были разными по фактуре. Это может быть живот папы, волосы мамы, диван, рельефный рисунок обоев и даже зеркало.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Безопасность ребенка в ванной

Вода
Во время купания научите ребенка шлепать ладошкой по воде. Это упражнение также подойдет даже для самых маленьких. Раскройте кулачок ребенка. Если мышечный тонус не позволяет малышу самостоятельно держать ладошку открытой, сами удерживайте пальчики открытыми и хлопайте ими по воде. Не бойтесь поднять тучу брызг, ведь такое упражнение не только замечательно стимулирует всю поверхность ладошки, но и доставит много положительных эмоций вашему малышу.

Мешочки с наполнителем
После трех месяцев ребенку становится интересно все пробовать на ощупь. Сделайте ему мешочки с разными наполнителями. Это могут быть бобы или крупные бусины, горох, песок, шуршащий пакет, вата, бумага, желуди, какой-то одиночный небольшой предмет и многое другое. Кроме того, сами мешочки могут быть из разной ткани: бархата, фланели, атласа и даже кожи.

Если нет возможности самим сшить мешочки, можно обойтись папиным носком или маминым гольфом. Главное, чтобы они были длинные и из крепкой ткани. Насыпьте в носок горсть фасоли и завяжите узелок поближе к наполнителю, затем насыпьте горсть гречки и снова завяжите. Наполняйте ваш произвольный мешочек разным содержимым до тех пор, насколько хватит длины носка. Верхушку крепко перетяните лентой или снова завяжите узелок. Таким образом, у вас получится своеобразная «гусеничка». Если на «голову» носка пришить ротик и глазки-пуговки, у вас получится самый настоящий развивающий друг.

Совет: если ребенок не проявляет интереса к мешочкам, используйте их как атрибуты для массажа. Старайтесь сами нажимать пальчиками ребенка на мешочки. Будет очень хорошо, если свои действия вы будете сопровождать простыми словами или командами, например такими: «Дави их! Дави!». Или, сжимая мешочек в кулачке, приговаривайте: «Жми! Жми!». Таким образом, ребенок будет учиться конкретным словам, обозначающим его действия.

Бусы из пуговиц
Возьмите много бусин разных размеров, цветов и форм. Нанизывайте их на обувной шнурок (он крепкий) с тонкими кончиками, чтобы можно было нанизать даже небольшую пуговку. Крепко завяжите концы шнурка так, чтобы осталось еще достаточно свободного места. Получились бусы, которые малыш может теребить, перебирать пальчиками, гонять пуговки по шнурку (для этого и нужно свободное место). А еще бусы здорово гремят и трещат, когда их трясешь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первый год ребенка – старт в жизнь

 

Крупы
Возьмите глубокий противень, форму для выпекания или обычную сковороду с высокими бортами. Насыпьте туда 1 стакан гречки. Посадите ребенка себе на колени и возьмите форму с крупой. Что с ней делать, он решит сам: пересыпать, катать ладошками, «размазывать», водить пальчиком. Ваша задача – внимательно следить за ребенком, чтобы крупа не попала в рот!

Каждый раз насыпайте в форму разные крупы: рис, пшено и даже манку. Это даст возможность познакомить ребенка с разными фактурами, подарит новые тактильные ощущения и поможет развитию фантазии, ведь с каждой крупой можно играть по-разному. Например, если распределить манку равномерно по дну формы, то на ней можно замечательно рисовать пальчиком.

Совет: для развития пинцетного захвата пальчиков можно усложнить эту игру. Добавьте в форму с крупой немного бусин, гороха или фасоли (достаточно 10-15). Это будут «сокровища». По размеру они должны быть такими, чтобы их можно было взять только двумя пальчиками. Суть игры состоит в том, что необходимо вытащить эти «сокровища» в отдельную формочку или тарелку.

Бумага
Отличной стимуляцией пальчиков служит бумага, точнее ее сминание и разрывание. Дети очень любят рвать и мять бумагу, и, как правило, сами додумываются до этого интересного занятия. Однако чтобы не пострадали книжки или важные документы, предложите ребенку бумагу сами. Постарайтесь, чтобы она была мягкая, ведь об обычную бумагу мы иногда сами режем пальцы, а кожа ребенка более тонкая. Можно использовать газеты, салфетки и даже туалетную бумагу.

Пульт и телефон
Если ребенок проявляет интерес к пультам от разной домашней техники или к мобильному телефону, это не так уж и страшно. Пусть играет и нажимает, потому что это занятие способствует развитию мелкой моторики, ведь в кнопочки надо еще попасть маленьким пальчиком! Если боитесь за технику, то из пульта можно вытащить батарейки, а на телефоне можно просто включить блокировку клавиатуры. Подойдет и игрушечный телефон.

Совет: помните, что данные предметы являются источниками повышенного скопления микробов. Ведь пульт кто только не нажимает, а телефон мы берем и в автобусе, и в магазине, после того как в руках побывали деньги. Поэтому прежде чем дать ребенку эти предметы, убедитесь в их чистоте. Можно протереть пульт и телефон спонжиком или ваткой, смоченными в спирте. После манипуляций с «игрушками» обязательно вымойте ручки.

Целлофановый пакет
Возьмите обычный целлофановый пакет или пакет с ручками (типа «маечка»). Слегка надуйте его и завяжите крепкий узел так, чтобы получился импровизированный мягкий шарик. Дети любят играть с такими пакетами и мять их. Можно и не надувать пакет, но завязать на конце узелок все же стоит, чтобы ребенок ненароком не надел мешок на голову.

Описанные упражнения – далеко не полный перечень возможных занятий. Посмотрите на вашу домашнюю обстановку и предметы обихода с точки зрения стимулирования пальчиков малыша. Наверняка вы найдете массу интересных вещей. Не заставляйте ребенка заниматься, а учитесь играть вместе с ним, тогда вы добьетесь действительно потрясающих результатов. Успехов!

Юлия Казакова,
психолог

Журнал «Клуб родителей Детки.kz» №2 (32) февраль 2012

Источник: www.detki.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*