Движение — условие счастья. Как убеждает в этом школьников учитель физкультуры Наталья Ульрих
Мало кто из школьников серьезно относится к физкультуре как к предмету, у нас это от дедушек-бабушек. Но в их время нагрузок и движения и без того хватало. Люди больше работали физически, дети носились во дворах, играли в подвижные игры с забытыми ныне названиями и не знали, что такое фаст-фут и гаджет.
Предмет «физкультура» свое название оправдывал наполовину: был «физическим», но не был «культурным». На «физре» бегали вокруг школы, играли в футбол, девчонок заставляли качать пресс: «Вам рожать!» В каждом классе, конечно, был свой «жиртрест» — несчастный ребенок, непохожий на других.
Детское здоровье в процентах не измеряли, но теперь-то уже известно, что 20–35 % школьников имеют хроническую патологию, и только половина относится к основной группе по здоровью.
Сейчас позиции физкультуры укрепляются, увеличены часы, строятся стадионы, возрождается ГТО. Но отношение детей к этому замечательному виду занятий все равно определяет учитель.
Неуклюжие и неловкие
Наталья Ульрих — учитель физкультуры в лицее № 8. И еще она — фитнесс-тренер в одном из сосновоборских клубов. Симпатичная, стройная, с гимнастической осанкой, на нее хочется походить ее воспитанникам, особенно девчонкам-старшеклассницам.
С 7 лет Наталья занималась гимнастикой. Училась в ЛЭТИ, но с электротехникой не заладилось — бросила. Как-то встретила случайно на улице Дмитрия Васильевича Самуру — легендарного директора ДЮСШ, он предложил идти к нему тренером по гимнастике и посоветовал поступать в институт Лесгафта. Так и сделала.
Потом работала инструктором в детском саду, и вот, уже будучи мамой двух дочек, стала школьным учителем.
— Когда я начинала работать в школе, — вспоминает Наталья, — у меня не все получалось. Случалось, дети на уроках получали мелкие травмы. Меня ругали: «Значит, ты не умеешь правильно выстраивать урок!». Наверное, не без этого. Но я тогда прочувствовала, насколько дети не владеют своим телом — неуклюжие, неловкие, неповоротливые, с неразвитой мускулатурой, слабыми мышцами. Они законы химии и математики изучают, а законы, по которым живет их тело, получается, нет? Даже ребята с ограничениями по здоровью часто не знают, какая физическая активность им показана. Объясняю, показываю индивидуальные упражнения.
Наталья начала с того, чтобы сделать уроки нескучными, принесла мячи для фитбола, в зале зазвучала музыка. В классе — дети с разной подготовкой и возможностями. Есть, к сожалению, и такие, кто здоров, но так физически неразвит и немотивирован, что и мяч-то у него в руках не держится, поэтому даже играть в волейбол подросток отказывается. Наталья придумывает для них специальные комплексы упражнений, чтобы подтянуть ребят к норме.
Для себя, любимых
Если пробудить активность у детей 5–6‑х классов легко через игру, ритмику, аэробику, — то чем старше они становятся, тем сложнее их расшевелить и научить чувствовать удовольствие от гармоничных движений своего тела.
Наталья стала использовать на уроках элементы «мягкой» аэробики, стретчинга, пилатеса, фитнес-йоги. В 10–11 классах, где девушки занимаются уже отдельно от парней, больше уделяет внимания особенностям женского организма и здоровья, дает советы по питанию, недаром прошла семинар по диетологии.
К старшеклассницам находит подход через их желание быть привлекательными в глазах парней. Словом, стали уходить от скучной обязаловки к полезным, познавательным и интересным занятиям для себя, любимых.
— Без движения жить невозможно, — говорит педагог, — но кому-то больше подходит плавание, другим — аэробика, волейбол или лыжи. Я подсказываю девчонкам, подвожу их к выбору того вида спортивных занятий, который станет, надеюсь, их хобби и формой отдыха на долгие годы. Ведь в физическом плане человек тоже должен, как говорят, найти себя, а не только в профессии или творческом призвании.
Процесс пошел!
Участвуя в городском конкурсе «Учитель года‑2019», Наталья представила данные мониторинга за последние 2 года. Школьников, отнесенных по здоровью к основной группе, стало уже немного больше, а потребность в занятиях у детей увеличилась почти в два раза! Интерес к предмету вырос с 57 до 85 %, а осмысленное отношение к своему здоровью — с 52 до 78 %.
Евгения Светлова
http://mayaksbor.ru/news/obrazovanie/dvizhenie_uslovie_schastya/