Home » Школа » Родители учеников должны сказать твердое «нет»: парламентарии о поборах в школах

Родители учеников должны сказать твердое «нет»: парламентарии о поборах в школах

Поборы в школах выходят на новый уровень. К неутешительным выводам пришли эксперты Общественной палаты. По итогам обращений этого года поборы есть почти в каждом регионе. Чаще всего в школах собирают деньги на ремонт, покупку оборудования, мебели и на бытовые нужды – вплоть до туалетной бумаги. Размер таких «пожертвований» доходит до 15 тысяч рублей с ученика, кое-где ситуация и вовсе дошла до абсурда.

Поборы в школах выходят на новый уровень

Поборы в школах выходят на новый уровень

«К нам поступила жалоба из Кабардино-Балкарии, – рассказывает Людмила Дудова, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты. – Учеников на лето устроили на работу через службу трудоустройства. А когда пришло время получать зарплату, секретарь директора отвезла детей на автобусе в банк, и забрала все, что они заработали, в фонд школы».

В другом регионе в начале учебного года директор провела общее собрание и заставила всех родителей застраховать своих детей – по 230 рублей за ребенка.

Материал по теме:

Еще случай: в школе установили турникеты на входе, а теперь требуют с родителей по 500 рублей на ремонт и ежемесячную плату за смс-оповещение о посещении ребенка.

«Во многих регионах сейчас идет недофинансирование, как со стороны регионов, так и муниципалитетов, – рассказывает Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. – И чтобы не сокращать зарплаты учителям, школам приходится сокращать учебные расходы – а сюда попадает и оборудование, и средства для обучения, и многое другое. На это сейчас школы выделяют, в среднем, не больше 5% от своего бюджета. Или устанавливают твердую сумму в рублях, но тоже незначительную».

Как пишет «Комсомольская правда», то, что школам недоплатило государство, приходится доплачивать родителям. И ладно бы это все было добровольно, кто сколько сможет. Но родителей постоянно запугивают – как в случае с платой за турникеты. И даже если прямых угроз нет, все равно мало кто отказывается платить – боятся, что ребенку начнут занижать оценки.

Как Вы прокомментируете эту ситуацию? Как бороться с поборами в школах? В чем по-вашему мнению причины такой политики школ — в недофинансировании школ или в коррупции? — с такими вопросами Regions.ru обратилось к российским парламентариям.

Екатерина Лахова
Член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Брянская область). Член ЕР.

Все эти выявленные случаи – нарушение закона, и за это надо наказывать, а не вводить в систему и считать, что так везде. Как можно отобрать деньги, которые ребята заработали? Немыслимо просто! Но одно дело – откровенные поборы, а другое, например, когда фонд создают при школе, и кто-то пытается спонсором быть. Это же разные вещи, надо отделять одно от другого.

Поборы на туалетную бумагу и мыло – это тоже неправильно. Случай с турникетом – тоже странная история и явное нарушение закона, не везде же так происходит. В каждом случае надо разбираться. И в каждой школе могут быть свои причины – и недофинансирование, и коррупция, а может быть все вместе.

Как с этим бороться? В первую очередь в школе должен работать хороший совет родителей и должен быть общественный контроль. Не надо идти на поводу у учителей или руководства школы и способствовать этой «политике». Да, многие родители боятся за своих детей, что жалобы в вышестоящие инстанции как-то на них отразятся, и молчат, поощряя, по сути, все это дело. Не надо бояться! Надо разбираться и бороться, тогда другим неповадно будет.

Александр Старовойтов
Член комитета ГД по транспорту и строительству, фракция ЛДПР.

Данная проблема далеко не нова, и я бы сказал, что поборы с родителей существуют не что в каждом регионе, а почти в каждой школе. И далеко не всегда, как мне кажется, это связано с тем, что не выделяется достаточных средств на решение того или иного школьного вопроса.

Я более чем уверен, что в некоторых регионах департаменты образования ставят школам неофициальную задачу заниматься такими сборами. Только вот, увы, добиться правды в подобных случаях никогда не представляется возможным. Люди действительно боятся заявлять о том, что это происходит, поскольку от этого может зависеть потом будущее ребенка. Но я думаю, что в такой ситуации людям надо все-таки вспомнить, что такое родительский комитет. Понятно, что один человек не сможет справиться с этой глобальной проблемой. Но если сплотится весь класс, родители всех его учеников, то справиться можно. Не бывает такого, что в один прекрасный момент прилетит волшебник в голубом вертолете и все исправит. Поэтому, когда стоит вопрос о судьбах детей, когда становится очевидно, что кто-то бессовестным образом залезает в карманы их родителей, наверное, необходимо поставить этому некий заслон и твердо сказать: нет, мы не намерены оплачивать что-либо из своего кармана, потому что образование у нас бесплатное.

И вот, когда школы без сбора денег с родителей не смогут подготовиться к учебному году, сделать ремонт и т.д., тогда уже мы, депутаты, будем подключаться и заставлять региональные власти выделять средства в должном объеме. А так получается, что платя эти сборы, родители оказывают медвежью услугу и самим себе, и тем же самым школам. И с чем в результате приходится сталкиваться? К нам обращаются отдельные родители с жалобами на поборы, мы направляем в школу представителей прокуратуры, они туда приходят, но никто из остальных родителей не дает подтверждений о фактах этих поборов! И как тогда решать эту проблему? Родители детей в количестве от 10 до 20 человек – они что, не в состоянии найти между собой общий язык и стукнуть кулаком по столу?! Поверьте, если всему классу начнут занижать оценки, это очень быстро вылезет наружу, и тогда у нас опять будет некий алгоритм, помогающий нам вмешиваться в ситуацию. Мы просим родителей сделать всего-навсего первичный шаг: им достаточно занять четкую позицию и заявить, что платить они не будут. А в случае, если на них начнется давление, им нужно подключать уже депутатов, прокуратуру.

Эта та ситуация, когда людям надо просто перестать бояться и объединить усилия для решения собственных проблем. Здесь вспоминается хорошая притча о том, как сыновья пришли к отцу, а тот на примере веника, который можно сломать только по отдельным прутикам, объяснил им, что они должны держаться вместе и помогать друг другу, и тогда их никто не победит. Это как раз то, чего современному обществу очень не хватает – почаще общаться, разговаривать друг с другом и решать многие проблемы сообща.

Олег Смолин
1-й зампред комитета Госдумы по образованию и науке, фракция «КПРФ».

Как и почти любое явление, эта проблема комплексная. Главное, разумеется, в том, что финансирование российской школы по-прежнему составляет половину от необходимого.

По данным серьезных экспертов, включая моих оппонентов из Высшей школы экономики, чтобы проводить модернизацию школы, на образование нужно тратить примерно 7% от ВВП. Россия тратит 3,6%, т.е. в два раза меньше. По сравнению с другими развитыми странами, это 29-е место из 33-х, если брать данные Организации экономического сотрудничества и развития. Мало того, не все знают, что за последние годы финансирование образования у нас в реальности даже сократилось. Правда, есть надежда, что оно, судя по бюджету, немного увеличится в 2018 году.

Поэтому школы поставлены сегодня в сложное финансовое положение, и т.н. поборы на нужды школ – это, как правило, вынужденная вещь. Ну а дальше все зависит от организации работы, от совести директора. В большинстве случаев все собранные деньги действительно идут на нужды школы. А наиболее продвинутые школы честно отчитываются перед родителями, сколько средств собрано и сколько куда потрачено. Бывают, конечно, и злоупотребления, но я не думаю, что в школах их больше, чем в других отраслях народного хозяйства.

Можно, конечно, запретить все поборы, и это, наверное, было бы правильно. Но тогда нужно увеличивать финансирование образования примерное вдвое в течение 5 лет, как мы предлагали в нашем проекте закона «Об образовании для всех». Пока финансирование образования не будет улучшено, думаю, что в разных видах поборы сохранятся.

Валентина Петренко
Член Комитета СФ по социальной политике (Республика Хакасия). Председатель общероссийского движения «Матери России».

Конечно, брать деньги с родителей на ремонт школы, на закупки для школы необходимого оборудования – это неправильно. И если где-то это происходит, то наверняка связано с определенным недофинансированием или с задержками в финансировании. Многие директора школ не хотят, чтобы дети учились в неподобающих условиях, пока школы находятся в ожидании планового выделения средств со стороны муниципалитетов, и поэтому вынуждены обращаться за помощью к родителям. А ведь есть еще и огромное желание возить детей на экскурсии, заниматься их дополнительным развитием и т.д.

В любом случае, родительские средства на нужды школы должны привлекаться только по решению общего собрания родителей. Причем, из числа тех же родителей нужно находить людей, которые могли бы контролировать, куда идут эти средства, где и по какой цене покупаются материалы, чтобы на следующем собрании можно было обо всем отчитаться. Нельзя допускать присвоения ни одного рубля, ни одной копейки, идущей на ребенка. К сожалению, у нас есть примеры, когда за счет родителей привлекается чрезмерное количество средств, и часто это приводит к тому, что деньги тратятся не так, как необходимо. Вот этому нужно давать решительный отпор.

И есть еще один очень важный момент. Не секрет, что не все родители могут заплатить деньги за своего ребенка. И здесь крайне необходим индивидуальный подход. Есть малоимущие семьи, в том числе многодетные, и поэтому обязательно нужно смотреть, имеются ли у них возможности участвовать в сборе средств на нужды школы, или это необходимо переложить на плечи того же муниципалитета, местных органов образования и т.д. Руководство школы должно выходить на контакт и с местными органами власти, и, по возможности, с какими-то попечительскими советами, чтобы те содействовали в решении всех вопросов, возникающих с детьми из малоимущих семей. Главное, чтобы никоим образом не страдали сами дети, и здесь огромную роль играет вопрос о порядочности, человечности и такте педагогов. Если человек, будь то директор школы или классный руководитель, замечен в том, что он подвергает какой-либо дискриминации ребенка, чьи родители не в состоянии оплачивать какие-то общие сборы, с таким человеком нужно однозначно расставаться – в школе ему не место.

Ставится ли вопрос о необходимости сбора средств на ремонт школы, или на организацию поездок школьников на экскурсии, или на что-то еще – к семье каждого учащегося подход должен быть четко индивидуальным, связанным с уровнем материального достатка семьи. Обратите внимание на ситуацию с налогами: когда человек или организация зарабатывают больше, они платят больше налогов. Раз уж в экономике соблюдается такой подход, то тем более он должен быть там, где речь идет о детях. Дети не должны чувствовать, что они в чем-то ущемляются из-за того, что их родители зарабатывают меньше родителей других детей.

http://regions.ru/news/2614574/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*