Известный польский врач, педагог и писатель Януш Корчак написал за свою жизнь 22 тома сочинений о воспитании детей. В основу своего метода он положил нравственное воспитание человека.
Януш Корчак организовал «Дом сирот» и всю жизнь приходил на помощь детям, попавшим в тяжёлые жизненные ситуации.
Талантливый педагог посвятил свою жизнь детям и оставался с ними до самого конца, погибнув вместе с воспитанниками в концентрационном лагере.
Перед отправлением в лагерь Треблинка к Корчаку подошёл офицер и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
Принципы воспитания от Януша Корчака:
«Детей нет, есть люди».
«Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».
«Всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, — непрочно, неверно и ненадёжно».
«Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой».
«Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта».
«Душа ребёнка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу; знаю, что надо, и не умею себя заставить».
«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Не от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть».
«Материнство облагораживает женщину, когда она отказывается, отрекается, жертвует; и деморализует, когда, прикрываясь мнимым благом ребёнка, отдаёт его на растерзание своему тщеславию, вкусам и страстям».
«Упрямый ребёнок — результат неразумного поведения матери».
«Взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит».
«Надо поостеречься, чтобы не путать „хороший“ с „удобным“. Плачет мало, не будит ночью, доверчивый, послушный — хороший. Капризный, кричит без видимого повода, мать света из-за него не видит — плохой».
«Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей».
«Не требуй от ребёнка платы за всё, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности».
«Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему».
«Когда ребёнок должен уже ходить и говорить? Тогда, когда он ходит и говорит. Когда должны прорезываться зубки? Именно тогда, когда прорезываются. И темечко как раз тогда должно зарастать, когда зарастает».
«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даём ему жить».
«Одиночество ребёнка наделяет куклу душой».
«Ты вспыльчив, — говорю я мальчику,— ну и ладно, дерись, только не очень сильно, злись, только раз в день. Если угодно, в одной этой фразе помещается весь воспитательный метод, которым я пользуюсь».
«Нищий распоряжается милостыней как заблагорассудится, а у ребёнка нет ничего своего, он должен отчитываться за каждый даром полученный в личное пользование предмет. Нельзя порвать, сломать, запачкать, нельзя подарить, нельзя с пренебрежением отвергнуть. Ребёнок должен принять и быть довольным. Всё в назначенное время и в назначенном месте, благоразумно и согласно предназначению. Может быть, поэтому он так ценит ничего не стоящие пустячки, которые вызывают у нас удивление и жалость: разный хлам — единственная по-настоящему собственность и богатство — шнурок, коробок, бусинки».
http://www.epochtimes.ru/tsitaty-izvestnogo-polskogo-vracha-yanusha-korchaka-o-vospitanii-99040582/