Находящиеся в отставке служители Фемиды вправе работать воспитателями в детских садах. К такому выводу пришла комиссия Совета судей России по этике.
Действующее законодательство запрещает судьям, в том числе ушедшим в отставку, заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности. Имеющие стаж отправления правосудия не менее 20 лет и достигшие предпенсионного возраста (55 лет для мужчин и 50 лет для прекрасной половины) также вправе работать в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях.
Вопрос о праве служителей Фемиды трудиться в детских дошкольных учреждениях был рассмотрен по запросу казанского муниципального детского сада «комбинированного типа». На вакансию воспитателя семейной группы в нем претендовала бывшая судья – многодетная мать, вынужденная трудоустроиться ввиду состояния здоровья и возраста младших детей.
Комиссия констатировала, что законодательство не определяет понятия «преподавательская» и «педагогическая» деятельность судьи. В то же время должность воспитателя в осуществляющей образовательную деятельность организации включена в утвержденную Правительством России номенклатуру педагогических работников.
«Из изложенного следует, что воспитатель дошкольного образовательного учреждения является педагогическим работником, и как педагогическая деятельность работа судьи, пребывающего в отставке, в такой должности не противоречит законодательству вне зависимости от возраста судьи в отставке и его стажа работы», – констатировала комиссия.
Вместе с тем важно учитывать конкретные условия работы, в том числе связанные с особенностями функционирования группы семейного типа.
«Представляется, что трудовая деятельность, которая сводится исключительно к присмотру и уходу за детьми и не предусматривает участие в образовательной деятельности, педагогической не является. Каждый судья, рассматривая возможность работы в том или ином учреждении, в той или иной должности, обязан самостоятельно определять, не противоречит ли его деятельность федеральному законодательству и Кодексу судейской этики», – отмечается в заключении этической комиссии Совета судей России.
Отметим, что рассмотренная ситуация далеко не единственная, с решением которой приходится разбираться ушедшим в отставку судьям. Так, ранее профильная комиссия разрешила бывшим служителям Фемиды работать в редакциях средств массовой информации, в том числе занимать должности главного редактора издательства, газеты или журнала, корреспондента, литературного сотрудника, обозревателя, ответственного редактора, редактора, редактора-консультанта и других. Однако при этом судьи должны помнить об установленных для них ограничениях – даже будучи журналистами, им следует воздерживаться от публичных высказываний по рассматриваемым судами делам (до вступления решения в законную силу), а также «не допускать действий, которые могут привести к конфликту интересов либо иным образом поставить под угрозу независимость и беспристрастность суда».
Напомним, что отставкой признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За ним сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу, а при наличии соответствующего стажа – денежное содержание, компенсация проезда в общественном транспорте и иные льготы.
http://legalpress.ru/view/1019