Home » Семья и общество » Тех, кто хочет нажиться на опеке, допускать к воспитанию детей нельзя – психолог из ЕАО

Тех, кто хочет нажиться на опеке, допускать к воспитанию детей нельзя – психолог из ЕАО

Ольга Еремеева – о проблемах подготовки приемных родителей

Людей, решившихся взять в семью ребенка только для того, чтобы решить свои материальные проблемы, допускать к воспитанию детей нельзя, уверена психолог биробиджанского Центра социально-психологической помощи семье и молодежи Ольга Еремеева. Пока что психологи не имеют права препятствовать усыновлению или взятию под опеку детей, а могут лишь выявлять такие негативные порывы и давать рекомендации будущим родителям. Помочь жителям ЕАО стать мудрыми мамами и папами помогут курсы по подготовке приемных родителей, сообщает ИА ЕАОMedia со ссылкой на статью Александры Драгуновой в газете «Биробиджанер Штерн».

Ольга Еремеева

Ольга Еремеева. Фото: Олег Черномаз, газета Биробиджанер Штерн

– Ольга Анатольевна, на сегодняшний день вы единственный специалист в области, который занимается вопросами адаптации ребенка в приемной семье. Вам, как никому другому, известно, что именно должны знать люди, которые хотят принять в семью ребенка из детского дома…

— Прежде всего надо понять, что ребенок, воспитывающийся в детском доме, – другой. Малыш может даже не помнить, что именно с ним произошло и почему он попал в подобное учреждение, но на подсознательном уровне он чувствует, что от него отказались, и это сильно травмирует психику ребенка. Кроме того, сам уклад жизни в детском доме тоже оставляет свой, чаще негативный, след. Дело не в том, что воспитатели плохие, – вовсе нет. Воспитатели, психологи и педагоги как раз могут быть очень добрыми, отзывчивыми и профессиональными людьми, но сама система все равно так или иначе калечит неокрепшую детскую психику.

У каждого ребенка это проявляется по-разному, в зависимости от темперамента и других психофизических особенностей. Часто наблюдается задержка в развитии, эмоциональное расстройство – повышенная плаксивость, обидчивость или, напротив, чрезмерная возбудимость, импульсивность. У многих наблюдается также отсутствие потребности в успехе, сострадании. Пожалуй, самое распространенное явление среди воспитанников детских домов (особенно тех, кто находится там длительное время) – потребительское отношение к окружающему миру. Они привыкли, что все и всегда им дается просто так. Оказавшись вне стен детского дома, они с трудом принимают тот факт, что теперь многого придется добиваться своими силами.

Как-то я была свидетелем такого разговора: ребенок объяснял своей будущей потенциальной матери, что такое в его понимании государство. Он был убежден, что государство должно его обеспечить жильем, помочь поступить в учебное заведение, должно обувать и одевать. Когда женщина спросила, что же все-таки представляет из себя государство в общепринятом смысле и чем лично он может быть полезен ему, ребенок не смог ответить. «Мне все должны, я никому ничего не должен» – к сожалению, у абсолютного большинства воспитывающихся в детских домах подобная философия. Безусловно, она отражается и на взаимоотношениях ребенка с другими людьми. Переломить эти стереотипы непросто, но возможно. Более того, это необходимо делать: только после того, как ребенок познает другой мир, он сможет стать полноценным членом общества. Перед приемными родителями стоит задача не только показать ребенку другой мир, но и самое главное – открыть в нем самом мир более светлый и разумный, пробудить отзывчивость и ответственность. Об этом я всегда говорю на курсах подготовки приемных родителей. Им необходимо знать, с чем они столкнутся и как это можно преодолеть, чтобы впоследствии создать крепкую семью и вырастить достойного человека.

– Каждый ли желающий принять ребенка в семью справится с той ответственностью, которая ляжет на него? Не отпугивает ли потенциальных родителей такая сложная задача?

– Бывает и такое. Но в этом нет ничего страшного или зазорного. Напротив, если люди поняли еще на этапе прохождения курсов, что пока не готовы взять ребенка в семью, то это хорошо как для взрослых, так и для детей. Гораздо лучше будет, если ребенка не возьмут, чем если примут в семью, а потом снова вернут в детский дом. Такие случаи я знаю, и это для ребенка второй сильный удар, от последствий которого в дальнейшей жизни ему будет оправиться еще сложней.

Прежде чем принять решение об усыновлении, либо о любом другом виде устройства ребенка в семью, потенциальные родители должны ответить на главный вопрос – зачем? На занятиях я и помогаю им понять истинные причины возникшего желания. Только разобравшись в самих себе и собственных мотивах, люди смогут помочь сироте. Только огромное желание любить и быть нужным должно привести людей в детский дом. Только терпение и огромный психологический труд помогут наладить взаимоотношения с ребенком.

Люди решаются на этот шаг по разным причинам. Одни хотят обрести смысл жизни, другие помочь, третьи – решить ряд материальных вопросов. Последних ни в коем случае нельзя допускать до воспитания детей. Мы, психологи, и призваны к тому, чтобы выявлять негативные порывы, однако пока наше законодательство находится на таком уровне, что мы не имеем права препятствовать усыновлению, а можем дать лишь рекомендации, да и то с согласия самих приемных родителей. На мой взгляд, это большая проблема, над которой стоит задуматься. Но, к счастью, в моей практике таких случаев не было. Те, кто приходит на курсы по подготовке приемных родителей, либо становятся настоящими, мудрыми мамами и папами, либо просто уходят с курсов, поняв, что к этому шагу пока не готовы.

– Но вот все стадии усыновления пройдены, курсы по подготовке приемных родителей тоже. Как новоиспеченным родителям лучше адаптировать ребенка в семье?

– Терпение и педагогический оптимизм, конечно, главные составляющие воспитательского успеха. Будет непросто, но оно того стоит. И взрослым, и ребенку придется пройти через тернии к звездам.

В среднем адаптация ребенка длится от шести месяцев до полутора лет. Дальше тоже расслабляться не стоит, но уже будет заметно проще.

Самый первый период знакомства проходит чаще всего гладко – все хотят понравиться друг другу и проявляют только лучшие свои качества, чтобы почувствовать взаимную любовь. Но затем ребенок начинает проявлять свое «я», а родители становятся более требовательными. Тогда и происходят первые конфликты в семье – ломка стереотипов поведения. Избежать этого периода нельзя, он необходим. Как раз теперь ребенок открывается по-настоящему, снимая маски, и родители в этот момент должны не бояться истинного проявления характера, а напротив, принять дитя таким, какое есть, выявить положительные и отрицательные свойства его характера и работать над тем, чтобы развить все самое лучшее. После сложного периода наступает настоящая привязанность, семья уже прошла через ломку и все стали ближе друг другу. У детей появляется благодарность к приемным родителям, они становятся настоящими друзьями и опорой для них, способны понять и помочь в любую минуту. На духовном уровне такие семьи зачастую крепче многих других.

Однако надо учитывать, что у всех детей адаптация проходит по-разному и единых советов быть не может. Каждый отдельный случай необходимо рассматривать совместно с психологом, который поможет сориентироваться в любой ситуации. Поэтому всем потенциальным родителям и тем, кто уже взял ребенка в семью, еще раз хочется сказать о том, что двери нашего Центра всегда открыты. Каждый, у кого возникли вопросы, может обратиться ко мне в любое время. Все можно преодолеть, когда есть желание. Помните: воспитание ребенка из детского дома – это трудное счастье, но все же счастье.

http://eaomedia.ru/news/society/30.08.2016/527784/teh-kto-hochet-nazhitsya-na-opeke-dopuskat-k-vospitaniyu-detey-nelzya-psiholog.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*