Социализация ребенка в детском саду
Три года считается возрастом начала социализации. Это значит, что малыш выходит в мир и строит там свои отношения, учиться дружить, отстаивать себя и проявляться. Конечно, все это время малыш не сидел дома, он тоже выходил на улицу, тоже гулял там с детьми. Но – он был мамин. Так и отношения строил – через маму. В три года малыш психологически отделяется от мамы. Поэтому он строит отношения «от себя», отвечает «сам за себя». Сложность состоит в том, что амбиции в общении у малыша большие, а способов общаться – мало.
Часто именно в три года родители отдают кроху в детский сад. И там малыш сталкивается с ситуацией, которая в корне отличается от привычной для него. Раньше, на площадке, он был с мамой, и каждый другой карапуз тоже был с мамой, или с бабушкой, или с папой. Если что-то случалось, каждый из них мог подойти к своему взрослому, прижаться к нему, получить поддержку, сделать перерыв в общении с другими детьми.
Теперь, в детском саду, есть много детей, и одна воспитательница. Каждый из детей один, сам по себе. С каждым из них могут быть разные отношения.Этих отношений много, а поддержки взрослого гораздо меньше, чем раньше. Не всегда можно сделать перерыв в интенсивном общении, «прийти в себя». С другой стороны, все дети в первые дни, а то и недели пребывания в детском саду, грустят о маме, ждут ее прихода, то есть, погружены в свои переживания.
Многие родители считают, что ребенок, когда ходит в детский сад, автоматически учится там дружить. На самом деле, это не так. Верней, не совсем так. Давайте остановимся на этом вопросе поподробнее. Что такое дружить? Дружить – достаточно сложное умение. Прежде всего, для дружбы нужна гибкость. Иногда твою идею поддерживают, иногда — нет. Получается, для дружбы нужно уметь уступать, с одной стороны, и предлагать свое – с другой.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Японское воспитание
Для малышей трех лет эта задача чрезвычайно сложная. Чтобы научиться быть гибким, нужно, чтобы дружественный взрослый каждый раз в сложной ситуации давал вариант, показывал способ преодоления конфликта. То есть, взрослый выступает примером гибкости в общении. Постепенно, от ситуации к ситуации, ребенок учиться и сам находить варианты решения сложных ситуаций, и сам становится гибче в общении.
В детском саду такая поддержка со стороны воспитателя невозможна: физически нереально помочь построить отношения всех детей со всеми.
Получается, что научить малыша дружить и общаться с детками – все-таки задача семьи. А детский сад – тренировочная площадка для умения дружить.
Для того, чтобы строить свои отношения в детском саду, нужно чувствовать себя в безопасности, быть уверенным, что мама придет и заберет, и быть уверенным в ее любви. Наверно, это странно звучит для нас, взрослых. Ведь понятно же, что мама и папа любят своего ребенка. Для малыша же эти вопросы стоят очень остро, забирают все его внимание. Получается, если малыш не уверен в своих отношениях с мамой, он не может дружить с другими детьми.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Развитие речи и адаптация к ДОУ
Как помочь малышу не беспокоиться и начать дружить с другими детьми в детском саду?
· Ритуал прощания с малышом поможет карапузу меньше тревожиться. Важно, чтобы мама или папа не убегали от ребенка, пока воспитательница отвлекает его. Ритуал – это повторяющиеся раз от раза действия. Например, при прощании мама обнимает малыша, он целует маму в щечки, потом малыш идет к окну и машет маме рукой, а мама машет ему уже с улицы. Важно сказать малышу точно, когда вы придете за ним, на понятном для ребенка языке. Например, «вы поиграете, погуляете, и я приду за тобой» или «я вернусь, когда ты поспишь и проснешься».
· Поведение мамы при встрече с малышом. Дайте малышу время привыкнуть к вам. И самое главное, покажите, что вы его любите так же, как и раньше. Малыш почувствует это, если при встрече вы посмотрите ему в глаза с любовью, обнимите его, скажите, что вы все время думали о нем, пока вас не было.
· Общение мамы с другими детьми. Помните, что вы являетесь примером для малыша, как именно вести себя с другими детьми. Узнайте, как зовут каждого из детей в группе. Вы можете здороваться с ними, поговорить во время прихода и ухода из детского сада.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Первый день ребенка в детском саду
· Сделать ситуации узнаваемыми. По дороге домой хорошо обсуждать, кто с кем сегодня играл, кто в чем пришел, кто как себя вел. Называя имена детей, описывая разные (предполагаемые) ситуации в садике (прогулка, сон, занятия, игры, одевание и раздевание), вы помогаете вашему малышу сделать их более предсказуемыми, вы «проживаете» их вместе с малышом. Сталкиваясь с реальными ситуациями в детском саду, малыш оказывается готов к ним, а значит, более уверен.
· Продолжить общение со знакомыми детьми в знакомой ситуации. Важно, чтобы связи, которые были у малыша до детского сада, оставались стабильными.Это даст малышу точку опоры, ощущение, что «все в порядке». К тому же во время общения на площадке или в Клубе, например, вы находитесь рядом с малышом, и можете показать ему вариант решения ситуации.
Чувствуя поддержку со стороны родителей, малыш скорее научиться проявлять себя и гибко строить отношения в новой для себя ситуации – в детском саду.
С уважением, Дудченко Алина, детский психолог, руководитель клуба для детей и родителей «Кенгуру».
http://www.kengyru.ru/uchimsya-druzhit-v-detskom-sadu.htm
Видео: Адаптация ребенка в детскому саду
One thought on “Социализация ребенка в детском саду”-
Уведомление: Детский сад и семья в сохранении и укреплении здоровья детей — Семья и ребенок