Home » Воспитание в семье » Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет малыш»

В.А.Сухомлинский

СЕМЬЯ имеет огромное значение для развития лич­ности ребёнка. Не случайно у детей, живущих в детских домах и других учреждениях интернатного типа, развитие нередко протекает иным путём, чем у тех, кто воспитыва­ется в семье. Их умственное и социальное развитие порой запаздывает, а эмоциональное — затормаживается.

Семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга

Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга

Семья имеет структуру, определённую социальными ролями её членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На их основе складываются межличностные отношения. Роли роди­телей всеобъемлющи и многогранны. Кроме заботы о детях, они распространяются и на формирование лич­ности ребёнка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребёнка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье отца и матери, но и с со­гласованностью их воспитательных действий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Роль семьи в воспитании подрстающего поколения

Для ребёнка очень важны взаимоотношения между членами семьи. Но особенно — понимание того, как взрос­лые относятся к нему. Разногласия в методах воспитания и межличностных отношениях родителей не дают ма­лышу возможности осмыслить, что хорошо, а что плохо. Когда согласие между родителями нарушается, да к тому же ребёнок слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. Отсюда детская тревога, страхи и даже невротические симптомы.

На развитие ребёнка влияют:

  • наследственностьфизиологическое и психологи­ческое здоровье родителей, прародителей;
  • семейная средасостояние условий жизни: матери­альное положение, отношения между родителями, образ жизни и т.д.
  • воспитание — психологический климат в семье, мето­ды воспитания, взаимодействие между членами семьи.

Характер эмоционального отношения родителей к ре­бёнку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность малыша.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья для ребенка

Он не только объект воспитательных воздействий со стороны родителей, родственников, старших, но и субъект семейного микроколлектива, который также влияет на жизнь взрослых.

Уже с момента рождения ребёнок раз­вивается посредством:

  • подражания родителям, родственникам, членам се­мьи;
  • принятия требований родителей и старших;
  • сравнения, в процессе которого познаёт себя (само­познание), формирует идеалы, ценностные ориентации, способность ориентироваться в семейной обстановке и социальных обстоятельствах;
  • общения, с помощью которого выражает, обогащает и утверждает своё «Я», формирует сознание, нравствен­ные чувства, саморегулирует и самокорректирует свои поступки и поведение;
  • самовоспитания как целенаправленной деятельности по усовершенствованию положительных и преодолению отрицательных качеств с помощью самоанализа, само­контроля, самоубеждения, самовнушения и т.д.

В классификации воспитательного стиля родителей чаще всего выделяют три — демократический, либераль­ный и авторитарный — и соответствующие им (ответные) детские характеристики. В самом общем виде это выгля­дит следующим образом.

  • Демократические родители инициативные, до­брые дети. Родители любят и понимают детей, часто хва­лят, а за промахи, как правило, не наказывают, объясняют, почему так делать не следует. На капризы реагируют спо­койно, твёрдо отказываются им подчиняться. В результате дети вырастают любознательными, уверенными в себе, контактными и обладающими чувством собственного достоинства.
  • Либеральные родители — импульсивные, агрес­сивные дети. Родители почти не контролируют детей, разрешая им делать всё, что захочется, в том числе не об­ращая внимания на агрессивное поведение. В результате оно становится неуправляемым.
  • Авторитарные родители — раздражительные, кон­фликтные дети. Родители устанавливают жёсткий кон­троль за поведением детей, считая, что они должны во всём подчиняться их воле. В качестве методов воспитания чаще всего используют наказание, а также запугивание, угрозы. Дети отличаются угрюмостью, часто бывают тре­вожны, а потому несчастны.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания до­школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспи­тываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто по­ощряют, но не подарками, а наказывают в основном от­казом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания, низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда при посторонних, не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальней­шей жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья и авторитет родителей в семье

Направляющие, согласованные воспитательные мето­ды родителей учат ребёнка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребёнка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родите­ли своим поведением и собственным примером оказывают ему большую помощь. Однако некоторые мамы и папы могут тормозить, даже нарушать поведение своего сына или дочери, способствуя проявлению у него патологиче­ских черт личности. Э.Г. Эйдемиллер выделяет следую­щие типы воспитания:

  1. Потворствующая гиперпротекция. Ребёнок нахо­дится в центре внимания семьи, которая стремится мак­симально удовлетворить его потребности, оберегая от любых трудностей, от плохого влияния, не показывает отрицательные стороны жизни. Взрослые берут на себя все повседневные хлопоты, не задумываясь о подготовке сына к реальной жизни за порогом родительского дома.

Всё разрешается, всё прощается, нет никаких ограни­чений. Когда такой ребёнок поступает в школу, он не может наладить отношения с ровесниками, ему нелегко выполнять требования учителя, тяжело учиться. Нельзя приучать ребёнка к тому, что ему всегда отдают самое лучшее, самое вкусное. Пройдут годы, и такие люди, не получая вне семьи доброт, ккоторым привыкли, будут стремиться взять их любыми средствами, даже подлостью и силой, или ощутят себянеполноценными, обманутыми и несчастными.

  1. Доминирующая гиперпротекция. Родители отдают ребёнку много сил и внимания, но при этом практически избавляют его самостоятельности, вводя различные за­преты и ограничения. Надо отметить, что ребёнок пол­ноценно развивается только в той деятельности, кото­рая вызывает у него интерес и которой он занимается по собственному желанию, а не по приказу родителей. Ограничение свободы автоматически ведёт к ограниче­нию ответственности. Ребёнокперестаёт ощущать себя активным участником семейных отношений, который несёт ответственность за то. чтобы каждому члену семьи было хорошо. Авторитаризм взрослых мешает развитию у него самостоятельности, формирует эгоистичные черты характера. Возможен и другой итог тотальный контроль озлобляет ребенка — взрослыми они начинают бунтовать против родительского влияния, могут пойти на полный разрыв с семьёй.
  2. Гипопротекция. Гипоопекой называется позиция невмешательства в дела ребёнка. В данном случае он предоставлен сам себе, родители практически не инте­ресуются его делами и не контролируют. Взрослые вре­менамиоправдывают такое положение тем, что ребёнок должен расти независимым, раскованным. Но чаще всего их волнует не будущее сына или дочери, а собственный комфорт, они жалеют свои душевные силы. Детям, ко­торые не получили должного внимания в семье, тяжело отличить хорошее от плохого. Имея много свободного времени, они редко тратят егона полезные занятия, зато рано приобщаются к алкоголю и наркотикам, попадают в криминальные компании, проявляютпорой труднообъ­яснимую жестокость к своим детям.
  3. Жестокое отношение. Среди специалистов нет единодушия в объяснении причин жёстких отношений родителей к детям. Суще­ствуют три основные модели насилия: психиатрическая, социологическая, ситуационная.

Приверженцы психиатрической модели считают, что жестокие родители — это больные люди, которым требу­ется лечение. Большинство из них в детстве также стра­дали от родительской жесткости.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Семья и общество: взаимосвязь и взаимовлияние

Социологическая модель объясняет причины жестоких отношений родителей к детям теми нормами и ценно­стями,которые господствуют в обществе. Если насилие является обычным способом разрешения конфликтов, а физическоенаказание считается эффективным методом воспитания, то существует большая вероятность осо­знанного использованияподобных мер в отношениях к детям. Кроме того, причиной этого могут стать бедность и безработица, при которыхвзрослые своё раздражение сгоняют на слабых — своих детях.

Представители ситуационной модели считают, что основной причиной жестоких отношений к потомкам яв­ляются нарушения взаимоотношений в семье. Объектами жестокости становятся младшие по возрасту, а также дети с физическими и психическими недостатками.

Учёные выделяют несколько основных форм жестокого отношения к детям:

  • отказ исполнить просьбу сына или дочери в откры­той, даже враждебной форме;
  • отказ ребёнку в ласке и любви, что выражается в излишней холодности, нежелании или невозможности удо­влетворить его потребности в эмоциональной близости;
  • неуважение, высмеивание, запугивание угрозой при­менить насилие.

Психологическая жестокость настолько распростра­нена, что практически ни один человек не вырастает без того, чтобы не ощутить на себе каких-либо её проявлений. Но, к счастью, в большинстве случаев она не бывает на­столько сильной и частой, чтобы нанести человеку непо­правимый вред.

Однако жестокие отношения с детьми могут иметь следующие последствия: дети перестают доверять всему миру. Растущие в атмосфере зла и боли стремятся огра­диться от общества, становятся агрессивными, испыты­вают трудности в коллективе, школе. Они замкнуты и неуверены в себе, поэтому не пользуются популярностью среди сверстников. В юношестве чаще всего сталкивают­ся с такими проблемами, как наркомания, алкоголизм, депрессия, суицид, криминальное поведение.

  1. Повышенная моральная ответственность. Данный стиль воспитания, с одной стороны, характеризуется вы­сокими требованиями к ребёнку, с другой — пониженным вниманием к его потребностям. Родители чрезмерно оза­бочены будущим отпрыска, его школьными делами, соци­альным статусом и престижем. Взрослые обязаны думать о будущем сына или дочери, воспитывать у них самостоя­тельность и ответственность. Ошибка заключается в том, что это делается рано, в результате чего на слабые детские плечи давит чрезмерный груз. Вспомните, как малыш учится ходить: сначала держась за обе руки взрослого, затем — за одну руку, и только после этого пробует идти самостоятельно. Этот закон —сначала только вместе со взрослым, а затем уже без его помощи — Л.С. Выготский охарактеризовал как «зону ближайшего развития». Сущ­ность его в том, что только через сотрудничество, через общую совместную деятельность могут сформироваться необходимые человеческие качества — от простых навы­ков самообслуживания до высших моральных и интел­лектуальных ценностей.

При повышенной моральной ответственности основ­ные усилия родителей направлены на достижение ре­бёнком некоторого социального успеха, а его чувства и потребности игнорируются. Такой стиль воспитания формирует у малыша тревожность, недоверие, подозри­тельность.

  1. Эмоциональное отвержение. Социальное развитие ребёнка может осуществляться лишь в эмоциональном контакте со взрослым. От качества общения зависят его полноценное развитие и положительное эмоциональное самочувствие среди близких в семье. Это, в свою очередь, оказывает влияние на развитие положительных взаимо­отношений со сверстниками.

Лишение ребёнка любви и участия взрослого, содер­жательного общения с ним при разного рода трагических обстоятельствах приводит к заторможенности эмоцио­нальной сферы, а впоследствии и к задержке психическо­го развития, к потере интереса к жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Не бойтесь рожать третьего ребенка!

Упрощённый взгляд на воспитание детей заключает­ся в том, что по сути важны лишь действия родителей, остальное — несущественно. То есть своим поведением взрослые прямо и косвенно определяют развитие детей. Такой взгляд на отца и мать, как на «всемогущих», был характерен для первых психологических теорий, но даже сегодня его разделяют некоторые неопытные родители. Однако большинство учёных рассматривают семью как систему взаимодействующих элементов — родители и дети влияют друг на друга.

Когда мы представляем семью как систему взаимодей­ствующих элементов, становятся очевидными и более тонкие влияния членов семьи друг на друга. Так, напри­мер, поведение отца может влиять на взаимоотношения матери и дочери. Из-за требований мужа жене часто не хватает времени, энергии и заинтересованности, чтобы по­мочь дочери с выполнением домашнего задания. И т.д.

Сама семья включена в качестве элемента в другие со­циальные системы, которые в свою очередь, воздействуют на семейную динамику.  Например, религиозные ин­ституты и т.п. Необходимо отметить другое. Современная семья — это саморегулирующаяся система. Она во многом утратила такие внешние регуляторы, как общественное мнение, воля родителей, национальные традиции, право­вые и прочие силы давления. Успешность отношений в будущей семье зависит прежде всего от семейных парт­нёров, их социальных ориентации и личностных качеств, психологических, характерологических особенностей, общности целей и интересов, жизненных стратегий и устремлений и т.п.

Семья и ребёнок — зеркальное отражение друг друга. Поскольку семья оказывает значительное влияние на процесс и результат становления личности, то, естествен­но, именно ей должны уделять первостепенное значение общество и государство.

Родители составляют первую общественную среду ре­бёнка. Их личности играют существенную роль в жизни каждого. Не случайно к родителям, особенно к матери, мы обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, особые, отличные от других. Глубокий постоянный пси­хологический контакт с ребёнком это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Ощущение и переживание контакта с родителями даёт ребёнку воз­можность почувствовать и осознать родительскую лю­бовь, привязанность и заботу.

Основа сохранения контакта — искренняя заинтересо­ванность во всём, что происходит в жизни малыша, лю­бопытство к его детским проблемам, желание понимать, наблюдать за изменениями, которые происходят в его душе и сознании. Нарушение эмоционального контакта для ребёнка — сильный психотравмирующий фактор. Активная забота взрослых, чувство безопасности способ­ствуют, с одной стороны, развитию у маленького человека так называемого базового доверия к миру, с другой — по­вышению у него конструктивной активности в освоении окружающего мира.

Определяющая роль семьи в формировании ценност­ных ориентации детей обусловлена её глубоким влияни­ем на весь комплекс их физической и духовной жизни. Семья для ребёнка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Именно её влияние, особенно в начальный период жизни, намного превышает другие воспитательные воздействия. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются её объективными характеристиками (со­ставом, уровнем образования, социальным статусом, мате­риальными условиями и пр.), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

http://ddu462.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1801

One thought on “Семья и ребенок — зеркальное отражение друг друга

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*