По утверждению психологов, неполная семья является одним из мощнейших источников психогенных переживаний личности (неврозов, острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения). Психически травмирует детей развод родителей и их борьба за ребенка или, наоборот, равнодушие к ребенку одного из них. Развод порождает проблему дозированного общения, задаривания ребенка как средство подтверждения любви к нему и другие болезненные явления. Часто переживания ребенка усиливает психическая травма родителя, с кем он остался.
Ощущение дошкольниками неполноценности семьи, в которой он воспитывается, может сказаться на его половой социализации, развитии ожиданий в отношении собственной будущей семьи. У девочки формируется подсознательное представление о том, что без отца ее дети могут обойтись, то есть полноценная семья не становится главной ценностью ее жизни. Мальчик в такой ситуации имеет мать за образец мужского поведения в семье, поскольку она берет на себя роль защитника, хозяина, создателя и распорядителя материальных благ. При таких условиях он вырастает малоинициативным, несмелым, ему не хватает необходимых для взрослой жизни мужских (мускулистых) качеств, что в будущем плодить проблемы формирования его детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Причины ссор и конфликтов в молодой семье
Со специфическими трудностями связано воспитания детей в молодых семьях, что обусловлено недостаточной моральной, психологической, социальной зрелостью супругов. Обедненным, неразвитым является их понимание своей роли в жизни ребенка, ответственности за его воспитание. И даже искренние их старания в этом наталкиваются на отсутствие жизненного опыта, знаний, умения терпеливо, последовательно и настойчиво взрослеть вместе со своим ребенком.
Трудности воспитания детей в молодых семьях заключаются в:
— Непонимании родителями самоценности дошкольного детства, его значения для формирования личности ребенка;
— Несформированности у родителей педагогической рефлексии — умение анализировать, критически оценивать собственную воспитательную деятельность, находить причины педагогических ошибок, неэффективности методов, которые они используют, и т.п.;
— Ориентации на воспитание из ребенка «гения», попытки реализовать в ребенке собственный неиспользованный, как они считают, потенциал, упущенные ими жизненные шансы.
Молодые родители часто прибегают к авторитарному воспитанию, считают наказание эффективным воспитательным средством, предъявляют противоречивые требования к поведению ребенка, непоследовательно, субъективно оценивают его действия, порождают или чрезмерную жестокость в отношении к нему, или вседозволенность.
Источник: www.puwa.ru