Когда ваше нарядное и взволнованное чадо отправилось первый раз в первый класс, вы были преисполнены чувством глубокого удовлетворения.
Вы подобрали достойную школу для своего отпрыска, «образовательный процесс пошел». Поэтому, когда семья встает перед необходимостью сменить школу – это всегда стресс. И не только для ребенка, но и для родителей. Однако, к любой цели можно двигаться по пути наименьшего сопротивления и — уменьшить стресс до минимума.
Игра на повышение?
Если вы считаете, что школа, в которой учится чадо, ему не подходит, и уже выбрали лучший вариант, стоит учесть ряд вещей.
Преемственность программ старой и новой школ – крайне важная вещь. Выясните заранее, каковы расхождения программ и подготовьте ребенка. До перехода начните заниматься с репетитором, если предполагаются бреши в знаниях, в противном случае ребенок будет чувствовать себя ущербным, что осложнит ему и без того непростой период адаптации.
Возможна и обратная ситуация: если, паче чаяния, новая школа уступает старой в отношении каких-то предметов, необходимо подготовить ребенка к тому, чтобы он верно поставил себя в новом классе. Новенький, у которого обнаружилась «фора» перед одноклассниками в какой-либо области, не должен этим бравировать. Дети (особенно подростки) не всегда легко прощают чужие успехи, а новенькому «выпендриваться» и вовсе противопоказано. Лучше всего, если ребенок будет доброжелательно и ненавязчиво предлагать при необходимости помощь новым друзьям по тем предметам, в которых он лучше подготовлен. Объясните чаду, что на самом деле ему особо нечем гордиться: учись его новые одноклассники в той школе, где учился он, они были бы так же хорошо подготовлены по этим дисциплинам.
Волки и овцы.
Нередко вопрос о смене школы встает из-за конфликта в детском коллективе. Не всё так просто, здесь тоже есть свои подводные камни.
Слышали ли вы что-то о таком интересном феномене, как групповая динамика? Любая, случайным образом созданная, группа людей через некоторое время расслаивается, и в ней единственно возможным образом выделяются «исполнители» на главные роли. Эти групповые процессы бессознательны, и подчиняются мощным социо-психологическим законам, поэтому на них довольно сложно влиять. В любом коллективе непременно появится Лидер, Группа Поддержки Лидера, Анти-лидер, Козел отпущения, Шут и др. То, как распределяются роли, на 90% зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и его способа «предъявлять» себя миру, и лишь на оставшуюся часть – от того, как сложатся обстоятельства. Лидер, скорее всего, будет Лидером, куда бы вы его ни «забросили», но он может стать и Анти-Лидером в ситуации, если он попал в сплоченную команду, где Лидер уже есть. При этом Шутом прирожденный Лидер никогда не станет дольше, чем на два дня. Фокус еще и в том, что Лидер не может не быть Лидером, а Шут не может прекратить быть Шутом. По крайней мере – до тех пор, пока он всерьез не разберется, что делает его таковым.
Механизм распределения ролей таков: каждый ребенок выстраивает вокруг себя тот тип межличностных отношений, который для него наиболее привычен. Это не означает, что выбранный стиль жизни в группе наиболее адаптивен. Если ребенок много конфликтует, это означает, что способы, которыми он приспосабливается к коллективу, требуют корректировки. Имеет смысл досконально разобрать с чадом конфликтную ситуацию, начиная с самых ее истоков, и тщательно проанализировать «личный вклад» ребенка в конфликт.
Прежде, чем принимать окончательное решение о смене школы по причине конфликта, учтите это. Если сценарий, по которому возник конфликт, продолжит работать и дальше, всё повторится и в новой школе. Прежде чем менять школу, имеет смысл начать с самих себя.
Конфликт с власть имущими.
Переход в другую школу из-за конфликта с учителем – очень частый случай. Переходить имеет смысл, только если с этим педагогом чадо обречено общаться до конца школы, и если этот учитель «невменяем».
Помните: конфликт ребенка с учителем – это ниточка, которая тянется от учителя к родителям ребенка, а ребенок – лишь среднее звено, и звено самое слабое. Дети конфликтных родителей имеют гораздо больше конфликтов со своими учителями. Нередко в таких семьях существует негласное мнение, что власть имущим нельзя подчиняться «просто так», беспрекословно, что это сродни унижению. Предполагается, что умный человек непременно должен вести себя колко, ядовито и хотя бы в мелочах бойкотировать общепринятые порядки. Такое «диссидентство местного масштаба» ассоциируется с интеллектуальностью и независимым складом ума. Ребенок в любом коллективе оказывается заложником традиций своей семьи. Конфликтность по отношению к старшим для него как бы является выражением верности родительскому дому. Подумайте, какую лепту внесли вы сами в конфликт между учителем и ребенком, почему «плохой» учитель «выбрал» именно вашего отпрыска? Возможно, когда вы найдете ответ на этот вопрос, конфликт лопнет, как мыльный пузырь.
Быть уверенным в том, что вины ребенка в конфликте нет, можно только если от учителя страдают и другие дети. В этом случае решение (менять ли школу) зависит от того, насколько силен стресс ребенка в контакте с педагогом, и насколько педагог «портит жизнь» вашему чаду. Если рассуждать философски, приходишь к мысли, что школа – только начало длинного пути детской социализации. Проще всего сменить детский сад, сменить школу – тоже можно, а вот рабочий коллектив – уже не всегда. Адаптивнее и более эффективно – научиться справляться со стрессом, не покидая «поле боя», научиться относиться к учителю, как к человеку со своими слабостями, контакт с которым неизбежен в виду необходимости ходить в хорошую школу.
Разумеется, не стоит вместо школьной жизни устраивать ребенку гонку на выживание, создавая ему искусственные тернии. Если стресс слишком велик или школа не столь хороша, чтобы ради нее этот стресс выдерживать, проще подыскать ребенку другое учебное заведение. Не нужно ставить чадо в положение бойца, если есть другие выходы. Как правило, в таких ситуациях ребенок прекрасно отдает себе отчет в происходящем, и если вы сомневаетесь, какое принять решение, то самое простое – спросить об этом у самого ребенка.
Стоя перед выбором.
Очень часто семья оказывается перед выбором: сменить школу на лучшую, заплатив стрессом адаптации или – оставить всё, как есть, в чем-то проиграв в смысле детского образования. Чем меньше ребенок, тем проще – в младшей школе выбор школы зависит от преемственности программ и ваших симпатий к данному конкретному учебному заведению, с ребенка же спрос маленький. Смена коллектива для младшеклассника чаще тоже проходит безболезненно. Если же вы имеете подросшее чадо, вам приходится считаться с тем, что ребенок во первых теряет друзей (если таковые есть) во-вторых – будет вынужден проделать нелегкую работу по вживанию в новый коллектив. Одним детям смена среды обитания дается легко, другим – намного тяжелее.
Есть ряд важных моментов, о которых стоит помнить в данном случае.
Чем старше ребенок, тем большее значение для него имеют друзья. Если у вашего ребенка основное ядро единомышленников – в классе, смена школы будет для него колоссальным стрессом. Неизвестно еще, пойдут ли ему на пользу те плюсы, которые есть в новой школе, приглянувшейся вам. Если же главные друзья ребенка – во дворе, считайте, что вам повезло. Идеальный вариант – и вовсе попасть в формирующийся класс. В этом случае переход в другую школу дастся вам на порядок легче.
Выбор формы, стиля, интенсива обучения должен зависеть только от склонностей конкретного ребенка. Чем старше ребенок, тем сложнее ответить на вопрос, зачем ему школа. Для вас ответ очевиден: «чтобы добывать знания». А иной чистосердечный старшеклассник откровенно скажет вам: «Как зачем? Тусоваться!». Я не хочу сказать, что нужно радоваться, если вы замечаете, как ваше чадо «пинает в школе балду». Но все же, выбирая школу или принимая решения о смене учебного заведения, нужно выбирать из тех, где ребенку будет комфортно. Школы бывают разные и задача родителя скорее в выборе «подходящей» для конкретного ребенка школы.
Психолог Полина Гавердовская