В Японии все больше детей отказываются ходить в школу. Это явление называется «футоко» и определяется Министерством образования Японии как дети, которые не ходят в школу более 30 дней по причинам, не связанным со здоровьем или финансами. Поскольку цифры продолжают расти, все большее количество людей задаются вопросом, а не является ли это следствием школьной системы, а не проблемой учеников?
Термин «футоко» может быть переведен как прогулы, школьная фобия или отказ в посещении школы. До 1992 года школьный отказ (тогда его называли «тококеси» — сопротивление) считался разновидностью психического заболевания, но в 1997 году терминология изменилась на более толерантное «футоко».
Десятилетний Юта Ито дождался прошлой весной ежегодного праздника Золотой недели и заявил родителям, что больше не хочет ходить в школу. В течение нескольких месяцев он посещал начальную школу с большой неохотой, часто отказываясь идти вообще. Он был запуган и конфликтовал со своими одноклассниками. У его родителей было три варианта: заставить Юту посещать школу в надежде, что все наладится, обучать его на дому или отправить в свободную школу. Они выбрали последний вариант. Теперь Юта проводит свои школьные дни, делая все, что захочет, и он гораздо счастливее.
17 октября правительство Японии объявило, что число невыходов на учебу среди учащихся начальной и средней школы достигло рекордного уровня: в 2018 году 164 528 детей отсутствовали в течение 30 дней и более по сравнению со 144 031 ребенком в 2017 году.
Движение «За свободную школу» началось в Японии в 1980-х годах в ответ на растущее число футоко. Это альтернативные школы, которые основаны на принципах свободы и индивидуальности. Наряду с домашним обучением они считаются приемлемой альтернативой обязательному образованию, но не выдают детям признаваемых аттестатов. Число учащихся, посещающих свободные школы, выросло с 7424 в 1992 году до 20 346 в 2017 году.
В распоряжении учащихся комнаты с компьютерами для занятий японским языком и математикой, а также библиотека с книгами и мангой. Атмосфера очень неформальная, как в большой семье. Школьники встречаются в общих помещениях, чтобы общаться и совместно играть.
Уход из государственной школы может иметь долгосрочные негативные последствия — существует высокий риск, что молодые люди могут полностью изолироваться от общества и запереться в своих комнатах — явление, известное в Японии как хикикомори. Считается, что по меньшей мере полмиллиона молодых людей в Японии удалились от общества и отказываются покидать свои спальни.
Еще большее беспокойство вызывает число самоубийств среди школьников — в 2018 году число школьных самоубийств стало самым высоким за последние 30 лет — 332 случая. В 2016 году рост числа самоубийств среди учащихся привел к тому, что правительство Японии приняло закон «О предотвращении самоубийств» со специальными рекомендациями для школ.
Согласно опросу Министерства образования основными причинами футоко являются семейные обстоятельства, личные проблемы с друзьями, издевательства в школе и проблемы с учителями. Многие школы в Японии контролируют каждый аспект внешности своих учеников, даже заставляя их красить свои каштановые волосы в черный цвет или не позволяя ученикам носить колготки или пальто, даже в холодную погоду. В некоторых случаях они даже принимают решение о цвете нижнего белья учеников.
Строгие школьные правила были введены в 1970-х и 1980-х годах в ответ на насилие и издевательства. Они были ослаблены в 1990-х годах, но снова ужесточились в последнее время. Они известны как «черные школьные правила» — по аналогии с популярным термином, используемом для описания компаний, эксплуатирующих своих работников.
Критика «черных школьных правил» и японской школьной системы нарастает. Недавно одна из крупнейших японских газет «Ёмиури симбун» назвала их нарушением прав человека и препятствием для разнообразия учащихся.
https://aftershock.news/?q=node/817229