Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000.
При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:
- ребёнок неактивен в речевом общении;
- он не может связно рассказать о происходящих событиях;
- наблюдается низкий уровень осведомлённости об окружающем мире.
Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
читайте: Нужно ли читать детям вслух и зачем это делать? |
Наоборот
Взрослый называет слова, а ребёнок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко-…(низко), потерял-…(нашёл).
Закончи фразу
Взрослый называет ребёнку словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон…(кислый); река широкая, а ручей…(узкий).
Скажи по-другому
Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать-найти, зябнуть-мёрзнуть, шалить-баловаться.
читайте: Детская память срабатывает не сразу |
Продолжи цепочку
Взрослый называет одно-два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например: пища-еда (корм, продукты); жилище-дом…(квартира, здание)
Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «Кто и что бежит? Ползёт? Летает? Растёт? Плывёт?»; «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжёлым? Лёгким? Крепким?» и т.д.
Отгадай
Взрослый предлагает ребёнку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит?-кто? Льётся, журчит -что?
Кто больше?
Взрослый предлагает ребёнку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.
Например: бежит: кто?..(человек, зверь); что? ..(река, ручей, молоко, время).
читайте: Что развивают настольные игры у детей |
Загадывайте ребёнку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т.д. Отгадку ребёнок даёт с объяснением того, как догадался.
Предлагайте ребёнку самому составлять загадки описания по определённому плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое её носят.
Ребёнка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребёнка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «тёплая встреча», «мастер на все руки» и т.д.
читайте: Как с помощью игр развить мышление у детей |
Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребёнок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребёнка и высказывайте своё мнение.
Вакуленко Л.С.
https://oreshkina-mdou8fryaz.edumsko.ru/articles/post/1616251