Все родители в преддверие 1 сентября сталкиваются с проблемой возвращения ребенка к определенному режиму и образу жизни. Ежедневные ранние подъемы давно забыты, а заставить подростка сидеть за уроками летом — занятие заведомо практически провальное. Однако так ли все просто, и на что родителям следует обратить более пристальное внимание, чтобы не упустить начало вероятного психического расстройства?
Подростковый период, или как его чаще именуют переходный возраст, характеризуется множеством проблем, в первую очередь, психологического толка. Подросток бунтует, он оказывает активное сопротивление здравому смыслу и логике, не рассказывает откровенно о своих переживаниях, он наделяет каким-то дополнительным смыслом те явления и обстоятельства, которые совсем не имеют значения. Подросток начинает одеваться по своему усмотрению, отказывается учиться, начинает проводить время с незнакомой родителям компанией, в которой вполне вероятно употребляют алкоголь, в лучшем, честно говоря, случае. Так ли все просто, и все ли изменения в характере ребенка можно списать на переходный возраст?
Психические расстройства, точно также, как и многие другие заболевания имеют свойство начинаться, протекать и заканчиваться, и точно также, как в случае с другими заболеваниями раннее вмешательство специалистов чаще всего существенно улучшает прогноз заболевания. Основная проблема в распознавании психического расстройства заключается в том, что в отличии от привычного всем нам гриппа, симптомы будут более специфическими, а наше общество крайне стереотипно относиться не только к профилактике психических заболеваний, но и к самому факту обращения за психиатрической помощью. К сожалению, большинство хронических психических заболеваний начинаются именно в подростковом возрасте, и чем раньше отвести ребенка к доктору, тем больше шансов не просто избежать тяжелых последствий, но и полностью их предотвратить.
Так на что же родителям, в первую очередь, стоит обратить внимание? Переходный возраст характеризуется не только изменениями в характере ребенка, но и эмоциональной нестабильностью или так называемыми эмоциональными «качелями» — ребенку свойственны резкие перепады настроения, от добродушного к плаксивому, от раздражительного к тоскливому. Импульсивность сменяется лабильностью настроения, агрессия часто сопровождается депрессивным фоном настроения. В целом такие цикличные состояния можно считать нормативными, так как меняется не просто возраст человека, но и его гормональный фон, что неизбежно отражается в первую очередь на эмоциональной системе.
В первую очередь, следует обратить внимание на то, насколько быстро устает ваш ребенок. У каждого есть определенный энергетический потенциал, который в течении дня человек расходует, освоив некий формат нагрузки. Действительно, некоторые люди устают быстрее, некоторые медленнее, но, если вы стали замечать, что ваш ребенок намного быстрее стал расходовать свой энергетический ресурс, это повод обратить на его душевное состояние более пристальное внимание. К примеру, вашему ребенку раньше легко давалось побывать в школе, потом посетить дополнительные секции, а вечером заняться чем-то еще – и вдруг ребенок стал едва досиживать до конца занятий и жаловаться на усталость, на то, что с трудом удается сконцентрировать внимание на любимом уроке, что стали возникать трудности в запоминании материала. Снижение энергетического потенциала свидетельствует о расстроенном состоянии психической системы и может быть признаком психического расстройства. Чем выраженнее это снижение, тем быстрее необходимо обратить к специалисту.
Допустим, ваш ребенок в принципе не отличается трудолюбием, что также является частым обстоятельством переходного возраста. Тем не менее, даже тогда можно увидеть, что ребенок стал жаловаться на сильную усталость, стал вялым, предпочитает малоподвижный образ жизни. Отталкиваться следует всегда от привычного вам и ребенку состояния и делать выводы на основании изменений того самого привычного состояния.
Следующим пунктом, на который стоит обратить внимание, является круг интересов подростка. Для начала необходимо отметить, что этот самый круг должен быть в том, или ином виде. То есть, независимо от степени интеллектуальной нагрузки увлечение просто должно быть у ребенка. Если же вы обратили внимание, что интерес к прежним увлечениям стал резко падать, что на смену старым хобби не появляется новых — также следует проконсультироваться со специалистом. Повальное увлечение детей соцсетями и компьютером не в счет – к подростковому возрасту это занятие уже не является увлечением, оно, по вине самих же родителей, становиться укоренившейся привычкой.
Наиболее серьезным признаком нарушения психического характера следует считать намеренный уход от общения с людьми. То есть, раньше ребенок гулял с друзьями, переписывался с ними в интернете, легко выходил из дома и посещал людные места, и вдруг привычный круг его общения стал ограничиваться семьей. Вы стали замечать, что ребенок тяготится пребыванием в школе не из-за уроков или коллектива, а именно по причине многолюдности и вынужденного общения. Снижение привычного уровня социальной активности ребенка определенно следует рассматривать как повод для обращения к специалисту. Даже в том случае, если ваш ребёнок и раньше не отличался особой общительностью, внезапная замкнутость, отказ выходить из дома, а главное, намеренное отторжение коммуникации с внешним миром — это все-таки является патологическим показателем. Еще одним показателем нарушения наряду со снижением привычного уровня социальной активности выступает нарушение сна по типу бессонницы или частых пробуждений в течении ночи – это главный биологический маркер психического расстройства. Безусловно у бессонницы могут быть внешние причины: если же их нет, а бессонница есть — то это верный признак нарушения.
Безусловно, это не полный список признаков психического заболевания, их конечно же больше, однако более специфичные будут малозаметны обывателю, их способен отличить специалист. Именно поэтому надо обратить внимание на то, что лежит на поверхности, на то, что очевидно вам, как самым близким людям. Конечно, важно разговаривать с подростком, пробовать формировать доверительную среду, порой, к сожалению, это совсем не просто, доверьте эту работу специалисту. Не всегда то, что нам кажется ленью и переходным возрастом является таковым, порой так маскируются тяжелые заболевания, предотвратить развитие которых не просто нужно, а жизненно необходимо.
Мария Полякова, психолог
http://finecru.ru/prochee/zametki-praktikuyushchego-psikhologa/item/6250