Злокачественные клетки повышают уровень глюкозы в крови, что увеличивает вероятность диабета, и наоборот — при повышенном диабетическом сахаре в крови злокачественным клеткам становится проще расти.
О том, что диабет и рак молочной железы связаны друг с другом, говорит медицинская статистика: у женщин с диабетом вероятность опухоли на 20–27% больше. И наоборот: вероятность диабета начинает расти через два года после того, как рак обнаружили. Даже если с опухолью удалось справиться, то спустя десять лет у таких женщин вероятность диабета на 20% выше, чем у женщин того же возраста, но без рака груди в анамнезе.
То есть диабет стимулирует рак, а рак провоцирует диабет; вопрос в том, какой механизм тут работает. В статье в Nature Cell Biology сотрудники Калифорнийского университета в Сан-Диего пишут о том, что клетки рака груди отправляют внеклеточные везикулы — мембранные микропузырьки, которые могут содержать самые разные молекулы: РНК, белки, липиды и т. д. Это обычный способ общения между самыми разными клетками, не только раковыми — отправлять друг другу молекулярные посылки в мембранной упаковке.
Но в случае с клетками рака молочной железы в везикулах есть микрорегуляторная РНК-122 (или микроРНК-122). Микрорегуляторные РНК не кодируют никаких белков и довольно невелики по сравнению с другими видами РНК, но зато, как можно понять по названию, они влияют на другие РНК, на которых клеточные белоксинтезирующие машины синтезируют разнообразные белки. Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что от микроРНК зависит, много или мало в клетке будет синтезироваться того или иного белка.
Пузырьки с микроРНК-122 добираются до клеток поджелудочной железы, производящих инсулин, и микроРНК-122, проникнув внутрь них, действует так, что клетки перестают выделять инсулин. В результате уровень глюкозы в крови растёт, что опухоли и нужно: злокачественные клетки поглощают довольно много глюкозы, как из-за того, что непрерывно делятся, так и из-за некоторых особенностей обмена веществ. Поэтому и получается, что если диабет уже есть, то на его фоне раковым клеткам легче расти, а если рак появился первым, он действует на поджелудочную железу так, что в итоге повышается вероятность полноценного диабета. Может быть, нечто похожее происходит и при других видах рака (в конце концов, глюкозу любят они все), но у разных видов рака есть свои особенности, и любую гипотезу нужно тщательно проверять.
Исследователи пробовали давать подопытным мышам с опухолью препараты, снижающие уровень глюкозы в крови — и опухоль начинала расти заметно медленнее. Возможно, пациенткам с раком молочной железы следует давать такие же препараты, во всяком случае, тем, у кого в обмене веществ есть диабетические отклонения. А женщинам с диабетом, возможно, стоит тщательнее следить за тем, не начинает ли у них расти опухоль — чтобы избавиться от неё как можно раньше.
Кирилл Стасевич
https://www.nkj.ru/news/44625/