Home » Воспитание в семье » Важное о дошкольном возрасте

Важное о дошкольном возрасте

Ваш малыш переходит из раннего в первый период детства, или дошкольный возраст. Мир для ребенка стремительно открывается. Что могут и должны делать родители, чтобы обеспечить комфортное состояние и развитие своего ребенка в это время? Об опасностях дошкольного периода и кризисе раннего детства, а также о задачах взрослых на этом этапе – в нашей статье.

Итак, ваш ребенок задул три свечки на торте. Это означает, что он переходит от раннего детства в первый период детства, или дошкольный возраст, который продлится до 6–7 лет.

Мир для ребенка этого возраста стремительно открывается. Малыш стал более самостоятельным и начинает обращать все больше внимания на детей и взрослых вне семьи. Он активно исследует окружающий мир и задает огромное количество вопросов. Взаимодействие с семьей и окружающими людьми сейчас как никогда помогает формированию личности ребенка, приобретению новых навыков, в том числе речевых и моторных, обретению их своеобразия. В течение дошкольного периода ребенок научится ездить на велосипеде, пользоваться ножницами и иголкой, петь песенки и рассказывать истории, одеваться самостоятельно, понимать различия между мальчиками и девочками, играть и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми…

О вежливости дошкольников

Подсказки родителям

Что могут и должны делать родители, чтобы обеспечить комфортное состояние и развитие ребенка дошкольного возраста?

Не переставайте читать ребенку вслух. Ходите с ним в книжный магазин, библиотеку за новыми книгами. Это воспитывает интерес и любовь к чтению. В процессе чтения развивается память, воображение и мышление, расширяется кругозор малыша, пополняется его лексический запас, формируются речевые навыки. Ребенок учится сопереживать героям, знакомится с понятиями справедливости, благородства, хитрости, трусости и т. п. Кроме этого, совместное чтение – это особая форма взаимодействия родителя и ребенка, их невероятная близость над общей темой.

Позволяйте ребенку помогать вам в несложных домашних делах, поощряйте желание помыть за собой чашечку, пылесосить пол, протереть сапожки после прогулки. Следует избегать таких фраз, как «Не мой тарелку – разобьешь!», «Оставь тряпку – она грязная!», «Пусть дедушка вынесет мусор – ты простудишься» и подобных. Выполнение домашних дел должно восприниматься как естественное и необходимое занятие. Понятно, что после мытья пола дошкольником его придется протереть еще раз, но подавление инициативы в этом возрасте приведет к полному отторжению помощи по дому у подростка.

Давайте ребенку возможность общаться и играть с ровесниками, а также с детьми немного старше или младше. Это позволит ему открыть для себя и понять, что такое дружба, уважение, сопереживание, научит делиться и отстаивать свои права.

Будьте предельно четки и последовательны в вопросах дисциплины. Если ребенок научился что-то делать сам, не поддавайтесь соблазну сделать это за него, потому что так будет быстрее. Научитесь планировать действия заранее с учетом того, что ребенок делает медленнее. Требуйте того же от других членов семьи.

Непременно объясняйте, почему то или иное поведение нежелательно. Когда что-то делать нельзя, обязательно говорите, что вместо этого делать можно: «Давай ты будешь бросать не паровозик, а мяч! Твой мячик только и ждет, чтобы его побросали, погоняли, попинали!»

Разговаривайте с ребенком на взрослом языке, полными предложениями. Не волнуйтесь, что он вас не поймет: запас слов, выражений и грамматических конструкций для слухового восприятия у любого человека гораздо шире, чем активный запас, которым он пользуется при говорении. Период сюсюкания с малышом, если он и имел место, должен быть забыт! Время от времени давайте малышу слушать аудиокниги, детские песни. Это развивает речевые умения, помогает осваивать звукопроизношение и интонацию, способствует формированию языковой нормы. Настойчиво исправляйте ошибочное произношение и словоупотребление.

Давайте малышу возможность простого выбора. Пусть он сам решит, что надеть на прогулку и что съесть на полдник (разумеется, из предложенного вами). Не допускайте капризов. Если ребенок выбрал сырники, а когда они появляются на столе, он требует кашу, постарайтесь найти компромисс: каша будет на ужин, но зато вы приготовите ее вместе.

Если ребенок столкнулся с проблемой и расстроен, помогите ему разобраться и постепенно решить ее. Сломал игрушку? Не злорадствуйте: «Я же тебе говорила!» Подумайте вместе, можно ли ее починить, и обязательно поговорите о том, как нужно поступать в следующий раз. Успокаивайте и подбадривайте: с вашей стороны ребенок должен получать поддержку и защиту, а не бесконечную критику и порицание.

Опасности дошкольного периода

Чем старше и самостоятельнее становится дошкольник, тем больше времени он проводит во внешнем мире, и тем сложнее родителям быть все время начеку, чтобы обеспечить его безопасность. В этом возрастном периоде нередки несчастные случаи и травмы. Родителям следует неоднократно, регулярно проводить беседы о безопасности в окружающем мире, иллюстрировать сказанное примерами, подобрать в Интернете мультфильмы и детские передачи, посвященные этой проблеме.

Ребенок раннего возраста бросает чашку, игрушку, мамин телефон, желая узнать, что с ними случится от удара об пол. Повзрослевший малыш тоже склонен все проверять, но его действия будут сложнее. Собираясь на прогулку, он может незаметно не надеть колготки под брюки, и есть вероятность, что он не простудится. Или он сгрызет целый пакетик леденцов, не сломав ни один зуб. Такие эксперименты подтверждают догадку, что не все неприятности, о которых предупреждают родители, обязательно произойдут. Но есть ряд правил, которые ребенок должен неукоснительно соблюдать, не пробуя их нарушить из любопытства:

— играя или занимаясь спортом, держаться подальше от проезжей части, не догонять укатившийся мячик и улетевшие от ветра игрушки;

— кататься на велосипеде, самокате, роликах и т. п. только в отведенных для этого местах, обязательно надевать защитный комплект и шлем;

— не играть на площадке, где оборудование сломано, выглядит ненадежным, шатается, издает нехарактерные звуки; сообщить об этом взрослым;

— никогда, никуда и ни под каким предлогом не ходить с незнакомыми людьми, а лучше с ними не разговаривать; в крайнем случае сказать: «Обратитесь к взрослым» и по возможности уходить, убегать в людное место;

— соблюдать договоренность с родителями на случай, если потеряется в толпе или в общественном транспорте;

— ездить на машине только в специальном кресле, пристегнувшись ремнями безопасности, и на заднем сиденье, даже если поездка совсем короткая.

Наибольшего внимания взрослых заслуживают ситуации, когда ребенок активен, занимается спортом, катается на детских транспортных средствах и играет в воде, будь это мелкий деревенский пруд, наполненная ванна или оборудованный бассейн. Следует научить дошкольника плавать, но оставлять его наедине с водным пространством недопустимо.

Здоровые детки

Составляйте компанию ребенку во время еды настолько часто, насколько это возможно. Пусть он видит, что вы с удовольствием едите разнообразную пищу, особенно овощи и фрукты, злаки и молочные продукты. Старайтесь не злоупотреблять блюдами, содержащими много сахара и соли.

Ограничьте время, которое ребенок проводит перед экраном телевизора, компьютера или планшета, не более часа в день с перерывами. Выбирайте программы для просмотра. Конечно, то время, когда ребенок смотрит телевизор или играет в игру, можно посвятить себе или выполнению домашних дел, но совместный просмотр, как и совместное чтение или игра, делает неоценимый вклад в гармонизацию отношений между вами и ребенком.

Обеспечьте ребенка оборудованием для спортивных игр и активного отдыха. Мяч, ракетки, скакалка должны быть всегда под рукой.

Кризис раннего детства позади. Что дальше?

К трехлетнему возрасту проходит один из самых ярких возрастных кризисов, когда с ребенком очень трудно находить общий язык. В этот период малыш стремится доказать взрослым, что он уже самостоятельный человек, и проявляет своеволие, упрямство, строптивость, зачастую перерастающую в протест и бунт. Теперь, даже если все это позади, не следует ожидать «спокойного плавания». Нужно быть готовым к некоторым поведенческим проблемам и успеть их решить до начала школьного возраста.

Ложь – наиболее частая проблема поведения у дошкольников. Иногда маленькие дети сами затрудняются определить разницу между тем, что было на самом деле, и тем, что они придумали. Это объяснимо: они окружены книгами, мультфильмами и играми, в которых люди летают и могут стать невидимыми, а животные и вещи умеют разговаривать. Родителям следует помочь дошкольнику выработать понимание между правдой и вымыслом: «То, что ты рассказываешь, действительно было или тебе бы так хотелось?» Большинство детей ответят, что это так «по игре», «понарошку» и т. п. Живое воображение нужно развивать, но дайте ребенку понять, что необходимо предупреждать о том, что сейчас будет рассказана фантазия. Это может быть жест вроде «хитрых глаз» или какая-то предваряющая фраза, но для ежедневного быта правило одно: мы все говорим правду. Если ребенок поймет, что родители лгут (друг другу, по телефону), это мгновенно аннулирует договор о правде, и в дальнейшем вы не сможете с уверенностью сказать, когда ребенок солгал.

Нытье как способ получить желаемое. Дошкольники склонны полагать, что если они услышали «нет» в ответ на просьбу, нытье и уговоры заставят вас передумать. Не сдавайтесь, как бы надоедливо ни вел себя ребенок, иначе нежелательное поведение закрепится. Своей реакцией вы должны донести до него, что «нет» означает «нет». Остроумно подмечено, что хуже, чем ноющий четырехлетний ребенок, может быть только ноющий четырнадцатилетний подросток. Именно сейчас нужно приложить достаточно усилий для того, чтобы это не превратилось в привычку на всю жизнь.

Искажение произношения, или детский лепет – одно из часто встречающихся расстройств поведения. Как правило, дошкольник начинает говорить как двухлетний малыш с целью привлечь внимание. Иногда причиной может явиться стресс или высокий уровень тревожности, связанный, например, с началом посещения детского учреждения, в котором ребенок не чувствует себя комфортно. Реагировать на такую речь нужно таким же образом, как и на нытье, – то есть не реагировать и дать понять, что вам не нравится такое поведение. Попробуйте переключить ребенка на ролевую игру: он говорит попеременно то за малыша-пупсика, то за его маму или папу. Именно родители устанавливают границы поведения, помня, что это всего лишь этап, и он, скорее всего, быстро пройдет.

Непослушание. Хотя дошкольники обычно дружелюбны и участливы, им время от времени хочется демонстрировать свою самостоятельность и отвечать отказом в ответ на просьбу. Таким поведением они проверяют, что произойдет, если они нарушат правила и не послушаются. Рекомендуется вместе с ребенком составить список домашних правил и негативных последствий их несоблюдения. Здесь надо быть предельно требовательными, так как дошкольники склонны увиливать от ответственности, например, просто запихнуть одежду в шкаф, не складывая ее, или не помыть руки после игры с животным. Поощряйте послушание позитивной оценкой, улыбкой, похвалой. Создайте систему набора баллов, жетонов, стикеров, которые ребенок получает за хорошее поведение: сам оделся, почистил зубки без напоминания, помог накрыть стол к завтраку.

В заключение

Во многих случаях особенности дошкольников ничем не отличаются от характеристик детей любого возраста и взрослых: им нужно доброжелательное общение, самовыражение, самостоятельность, возможность выбора, интересное занятие. Именно в дошкольном возрасте формируется основа познавательных мотивов и закладываются навыки социальной коммуникации. Задача взрослых на этом этапе – использовать естественные  особенности детей, чтобы формировать их характер, развивать познавательные процессы и воспитывать успешную личность.

Хабарова Мария

https://vinograd.su/upbringing/detail.php?id=48768

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*