Американцы, как известно, работают много и самоотверженно, в том числе учителя в школах. Пришлось даже законодательно ограничить им возможность переработки свыше нормативной 40-часовой рабочей недели. Правда, сегодня из-за дефицита кадров на повестке дня в США стоит вопрос об отмене ограничений. Тем не менее, вряд ли янки превзойдут по учебной нагрузке своих российских коллег, для которых 43 рабочих часа в неделю – средняя величина.
Кстати, это ещё отнюдь не максимальное значение — за последние годы учительская нагрузка в России даже немного снизилась. Ещё в 2013-м году трудились по 46 часов в неделю, и это только внутришкольное время. Данные взяты из отчёта о последнем международном исследовании TALIS. В нашей стране его представляет Федеральный институт оценки качества образования. Ближайшая актуализация исследования запланирована на 2024 год. Какими могут быть её итоги? «Форпост» прогнозирует разворот тренда сокращения нагрузки в обратную сторону.
В США проблема дефицита преподавательских кадров на уровне среднего образования обострилась в текущем году в рамках общенациональной волны добровольных увольнений, названной в прессе «Великой отставкой». С апреля 2021 года американская экономика потеряла уже около 20 миллионов наёмных работников.
Больше всех страдают отрасли, где много рабочих мест низкой квалификации, но и в преподавательском корпусе проблема обострилась. Например, во Флориде, по данным The Guardian, количество свободных вакансий в школах выросло по сравнению с прошлым годом на 67%. Учителя отступают перед сложностями дистанта и риском заражения коронавирусом. К тому же возросшие размеры социальных пособий не усиливают желание держаться за рабочее место.
Российские учителя намного крепче духом и гораздо меньше защищены социально. Им никто не запрещает перерабатывать. Более того, по данным опросов TALIS только 40% из них считают приемлемой политику уменьшения размера учебных классов за счёт набора дополнительных педагогов. В среднем по планете более 60% преподавателей встретили бы приход новых коллег благосклонно.
Выявленное экспертами отрицательное отношение большинства учителей к пополнению в своей среде не связано, конечно же, с большим желанием работать в переполненных классах. Причина, вероятно, в опасениях, что фонд оплаты труда придётся делить на большее количество «едоков». Учителя в России, к сожалению, кровно заинтересованы в увеличении нагрузки, поскольку только работа на износ обеспечивают более-менее сносные заработки.
Для понимания зависимости дохода от количества учебных часов воспользуемся примером расчёта учительской зарплаты из Справочника руководителя образовательного учреждения и специальным калькулятором на портале информационной поддержки директоров школ (menobr.ru). При средней по РФ учебной нагрузке 43 часа в неделю общий заработок за вычетом подоходного налога составил 37 410 рублей. Если бы нагрузка была среднеевропейской, то учитель получил бы 33 060 рублей, а при интенсивности работы как в Финляндии, Франции или Нидерландах вышло бы только 18 270 рублей. Материальный стимул к переработкам очевиден.
Персонал в учреждениях среднего образования близок к выгоранию, а впереди большой демографический всплеск. В детских садах он уже пошёл на спад, а школы только готовятся к наплыву. В 2024 году школьников в России будет почти на 1 миллион больше, чем сегодня.
Снижение учебной нагрузки с 2013 по 2018 год произошло во многом из-за оптимизации возлагаемых на учителя обязанностей по составлению учебных планов и отчётности. При этом рост количества учеников намного обгоняет темпы пополнения учительского корпуса. В 2014-м году на одного учителя в России приходилось 13 учеников, в 2019-м – уже 15. С учётом этой тенденции было увеличено количество бюджетных мест на педагогические специальности в вузах, но, к сожалению, по статистике только 20% выпускников останутся в профессии.
Следовательно, соотношение учителей и учеников в школах, скорее всего, будет и дальше увеличиваться в пользу последних. Усилится и дефицит кадров. Особенно с учётом старения преподавательского корпуса. По оценке Института стратегии развития образования, через четыре года каждый третий учитель в РФ будет старше 55 лет, а к 2030-му году – старше 60-ти.
Нехватку педагогических работников в школах в ближайшие годы они оценивают в 111 тысяч человек. Это можно считать консервативным прогнозом, поскольку, например, Центр экономики непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы уже сегодня оценивает кадровый дефицит в 250 тысяч.
Если наполненность учебных классов перестанет увеличиваться и сохранится на уровне 15 учеников на одного учителя, то к 2025 году в стране должно будет работать 1 240 000 учителей, то есть дополнительно потребуется почти 160 тысяч специалистов. Это, напомним, сверх их естественного воспроизводства и без учёта планов по достижению целевого показателя соотношения учеников и преподавателей — 12,8 к одному. Иначе пришлось бы прогнозировать почти полумиллионную дополнительную потребность.
Пожалуй, если российское правительство при сохранении нынешней социальной политики станет всерьёз бороться за достижение вышеупомянутой цели, то ему придётся эксклюзивно для школьных учителей вводить повышенный возрастной пенсионный порог. Скажем, до 70-ти лет.
Дети, пожалуй, от такой новации выиграют. Поскольку согласно свежему, ноябрьскому, исследованию Российской академии образования, только после 20 лет педагогического стажа российские учителя начинают задумываться о своих главных задачах – открывать школьникам путь к эффективному освоению и применению знаний, направлять их личностное развитие.
Мысли более молодых коллег заняты в основном тем, чтобы выдать нужный набор предметных знаний и выполнить всю необходимую сопутствующую работу. И различие, скорее всего, появилось не оттого, что преподавательская молодёжь отрицает принципы своих старших коллег. Два десятилетия стажа им нужны для минимальной адаптации к изнуряющему трудовому марафону.
Дмитрий Манылов
https://forpost-sz.ru/a/2021-12-12/shkolnye-uchitelya-ustali-i-razbegayutsya-prognoz-na-2024-god