Дефицит педагогических кадров в школах существует уже не один год. Свободные вакансии закрывают путем перераспределения нагрузки среди учителей, а также приема по совместительству педагогов из других школ, старшекурсников из вузов и колледжей. Однако молодые специалисты редко задерживаются в школах. О том, что происходит на рынке труда с педагогами, «ФедералПресс» рассказала оргсекретарь межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Ольга Мирясова.
- Ольга, увеличивается или уменьшается дефицит работников образования? Легко ли образовательному учреждению набрать полный штат?
— Ситуация на рынке труда печальная. Она и в целом в России не очень хороша, работодатели бьются за ответственных работников, и учителя молодого и среднего возраста легко могут найти более оплачиваемую и спокойную работу. Статистика говорит, что по состоянию на начало 2023/2024 года в государственных школах России учителями работали 1,054 млн человек, из них 88,4 % составляли женщины. Кадровый дефицит составлял 18 160 учителей. И сейчас официальные цифры будут примерно такими же, но за ними стоит катастрофическая нагрузка, подавляющее большинство педагогов работают на 1,5–2 ставки. И если поставить целью переход к правильной ситуации, когда учителя работают по 18–20 часов в неделю, то получится, что у нас не хватает примерно 450 тысяч педагогов.
Дефицит растет, но свежей статистики у нас нет, да и доверять ей сложно. Директоров не гладят по головке за открытые вакансии, они не стремятся их афишировать. Молодые педагоги приходят в школы, но редко задерживаются надолго. Старшая возрастная группа постепенно увольняется. Численность детей в школах немного сократилась, поскольку больше стали уходить в колледжи после девятого класса. Но пока в школах учится многочисленное поколение 2010-х, и учителей нужно много.
- Как образовательные учреждения решают проблему дефицита кадров?
— Первым делом пытаются перераспределить нагрузку между оставшимися педагогами. Сейчас разрешили брать на работу студентов, но, конечно, опыта у них мало, и уволиться они могут очень легко. Берут людей без профильного образования: физику в вузе проходил, ну и хорошо. А то, что это было 30 лет назад, не так важно. Лишь бы место не было вакантным. В итоге часть учителей просто разбирает с детьми параграфы из учебника. В ряде регионов пытаются привлекать иногородних, например, Московская область платит около 20 тысяч рублей компенсации за жилье тем, у кого нет своего жилья в собственности на территории региона. В итоге пустеют соседние регионы.
- Как профсоюзы помогают педагогам?
— Я могу сказать только про профсоюз «Учитель», в котором работаю.
Профсоюзы в идеальном случае должны не помогать, а служить базой для коллективных действий работников: есть проблема в школе – учителя объединяются в профсоюз и получают полномочия как представители всех работников учреждения.
Профсоюзы – это не госструктура, у них нет волшебной палочки, есть только права как у объединений работников – прежде всего, гарантированные Трудовым кодексом. Очень много упреков в адрес профсоюзов: вы ничего не делаете. Но поспорить за федеральный бюджет или потребовать принятия нового закона желающих много, тут и депутаты, и сенаторы, и губернаторы; если бы учителя могли провести забастовку, то они были бы реальной силой при принятии решений. Но забастовки сейчас практически невозможны.
Члены профсоюза «Учитель» получают консультации юристов и советы коллег; поскольку профсоюз зарегистрирован Минюстом, то у него есть полномочия защищать своих членов в судах и в конфликтах с работодателем.
- Как помогают молодым учителям адаптироваться к профессии?
— Каждая школа – это отдельная история. Нам постоянно приходят вопросы от молодых педагогов, и из них видно, где обстановка доброжелательная, поддерживающая, а где «человек человеку волк». Многие директора люди немолодые, и им свойственно управлять организацией по авторитарной модели. Молодежь выросла в другое время, они ценят самореализацию, уважение, даже сам способ строить диалог. «Как же так: завуч кричит на меня при детях?! – вопрошают они. – Никто не помогает, только в чаты распоряжения шлют! Требуют, чтобы я заставила родителей зарегистрировать детей на олимпиаду или чтобы все писали друг другу в «Сферуме» по десять сообщений в день!» Если молодому учителю повезет, то в дружном коллективе он разберется со всем и останется работать. Но это скорее исключение.
Выплаты для молодых специалистов тоже есть, но они не сказываются на зарплате кардинально, не перекрывают те трудности, с которыми приходится иметь дело. Ну и отдельная категория – это хорошие школы, с отбором или частные, туда идет активная и ориентированная на карьеру молодежь, и там чаще остается, потому что ее ценят.
Для будущего страны очень важно, кто работает в образовании. У нас сейчас значительная часть учителей – это выгоревшие, уставшие от всего люди, которые продолжают работать, потому что нет сил искать другую работу. Они не в состоянии поддержать слабого ребенка, раскрыть таланты особенного. Они тянут этот воз, кто-то еще надеется на лучшее (реформу оплаты труда обещают уже пять лет), кто-то просто дорабатывает до пенсии.
Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов
Татьяна Буторина
https://fedpress.ru/article/3345735