Виртуальная реальность: зло или дань времени?
Компьютер прочно вошел не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Даже в семьях с невысоким достатком родители понимают: без умной машины в доме, где растет ребенок, не обойтись. Информатика начинается уже в начальных классах, да и сверстники малыша, если тот «не в теме» компьютерных игр, начинают подшучивать над ним.
Страшна виртуальная реальность или необходима? С какого возраста можно работать малышу за компьютером, и каким должно быть общение с ним?
Вред и польза
Когда психологи и врачи говорят о вреде длительного пребывания детей в виртуальной реальности, они имеют в виду следующие факторы:
- Нарушение осанки, вызванное неправильной посадкой за столом, увеличение веса из-за снижения двигательной активности, ухудшение зрения. Эти проблемы легко решаются правильной организацией компьютерного места и ограничением времени нахождения у монитора.
- Появление интернет- и компьютерной зависимости: чаще наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания, легко возбудимых, неуравновешенных. У таких малышей перенапряжение и нервное истощение наступает очень быстро, и снять его нелегко.
- Агрессивность: выбор «неправильных» компьютерных игр влечет за собой появление агрессивного поведения. Дети с неустойчивой психикой становятся нервными, шумными, неуправляемыми.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Опасности интернета и компьютерных игр
Среди несомненных плюсов работы за компьютером следующие:
- Помощь в учебе: выходя в интернет, ребенок находит нужную информацию, готовит рефераты и проекты, скачивает полезные программы, обменивается сообщениями с друзьями.
- Компьютерные игры развивают малыша: правильно выбрав жанр, можно развить усидчивость и способность к планированию (игры-стратегии). Глазомер, внимание, скорость реакции улучшают аркады. Исследовательские сюжеты, когда малышу приходится анализировать сложившуюся ситуацию, решать возникшую проблему, формируют усидчивость, мышление, сосредоточенность.
- Компьютерная грамотность необходима. Требования времени таковы, что с компьютером ребенок должен быть «на ты».
Правила безопасной работы ребенка за компьютером:
- Приучайте малыша к компьютеру не раньше 3-4 летнего возраста. При этом обязательно учитывайте особенности психики ребенка. Уравновешенному, спокойному крохе подойдут любые игры. А нервному, впечатлительному малышу — только спокойные, логические. Самыми неподходящими считаются игры с мелкими деталями, движущимися на большой скорости: они требуют повышенной сосредоточенности, внимания, поэтому после них у детей быстро развивается нервное истощение.
- Приобретайте и устанавливайте на компьютер лицензионные игры. Во-первых, в описании большинства подобных программных продуктов оговаривается возраст игроков. Во-вторых, находясь за компьютером, ребенок не пройдет случайно по нежелательной ссылке, что часто бывает во время игры в интернете.
- Не устанавливайте компьютер в спальне ребенка и на его рабочем столе. Так вы сможете держать ситуацию под контролем и знать, выполняет он домашнее задание или занимается интернет-серфингом.
- Заранее оговаривайте, какое время ребенок может проводить за компьютером. Психологи www.mamam-papam.ru рекомендуют умножить возраст малыша на 3. Полученный результат соответствует количеству минут. Не занимайтесь посторонними делами, когда ребенок сядет за компьютер. Так вы пропустите момент окончания игры или поддадитесь на уговоры ребенка. Помните: правила оговариваются заранее и соблюдаются неукоснительно обеими сторонами.
- Контролируйте пребывание ребенка в интернете так, чтобы он об этом не догадывался. Установите специальные программы, которые не пустят его на подозрительные сайты, помогут узнать, по каким ссылкам пользователь проходит чаще всего.
- Нежелательно разрешать регистрацию в соцсетях детям до 18 лет. Пребывание на подобных ресурсах не только забирает массу времени, но и потенциально опасно для детей.
- Объясните ребенку, что в сети необходимо заботиться о своей конфиденциальности. Нельзя сообщать настоящие фамилию, адрес, номер телефона. Обсудите, как нужно вести себя, если сталкиваешься с агрессией, угрозами в свой адрес, нестандартными предложениями.
Признаки «ухода» и план действий в сложившейся ситуации
Иногда родители слишком поздно замечают изменения, произошедшие с ребенком, а у того уже сформировалась интернет-зависимость или игромания. Их основные признаки:
- Ребенок становится раздражительным, агрессивным, неуправляемым. Пропускает уроки, не общается со сверстниками, стремится быстрее сесть к компьютеру, включиться в игру или путешествовать по сети.
- На любую попытку ограничить время пребывания в сети или в любимой игре реагирует неадекватно: слезами, угрозами.
- Ворует деньги, выпрашивает их у родителей, чтобы потом потратить на сетевую игру.
- Большую часть времени проводит за компьютером. Нарушает заранее оговоренные временные рамки и ограничения пребывания за ним. Тайком встает ночью, чтобы пройти очередной уровень игры.
Если вы считаете, что у ребенка появилась интернет-зависимость или он подвержен игромании, придется проявить твердость характера и быть последовательным.
Во-первых, ограничить доступ к ресурсам. Если ребенок мал, можно спрятать шнур, соединяющий компьютер и монитор. С детьми постарше используйте блокировку: например, в браузере внесите часто посещаемые сайты в черный список.
Во-вторых, пересмотрите ваши взаимоотношения. Возможно, вы уделяете слишком мало внимания ребенку. Подавайте личный пример: используйте компьютер только для работы. Вовлекайте детей в совместную деятельность – ходите в кино, зоопарк, выезжайте на природу. Поощряйте общение со сверстниками. Ребенок должен понять, что яркие краски виртуальной реальности не заменят насыщенных оттенков настоящей жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дети и телевизор
Основные ошибки, которые допускают родители
- Жесткий контроль за пребыванием в сети: не выслушивая аргументов ребенка, родители своеобразно объясняют запреты «Потому что я так сказал», «Мал еще, как взрослые решили, так и будет». Это приводит к появлению протестной реакции. Ребенок считает, что его потребности родителям безразличны.
- Полный запрет на использование компьютера: в современном мире без ПК не обойтись. Школьникам он необходим для составления рефератов, подготовки презентаций, использования вспомогательных программ. Запрещая компьютер, вы ухудшаете интеграцию ребенка в среду сверстников, ограничиваете доступ к информации, которая может быть полезна для приготовления уроков. И, возможно, сами подталкиваете его к нерациональному использованию компьютера. Запретный плод сладок. То, что длительное время находилось под запретом, привлекательно вдвойне.
Не бойтесь знакомить малыша с компьютером. Личный пример, доверительные отношения, интересная совместная деятельность предупредят развитие игромании и ухода в виртуальную реальность. А понятные объяснения, обучение азам работы за компьютером, сделают его уверенным пользователем и помогут не потеряться в красочном, но все-таки виртуальном мире.
О. Фатеева
http://www.mamam-papam.ru/2012/11/25/virtual.html
One thought on “Компьютер в жизни наших детей”-
Уведомление: Ребенок — потребитель | Семья и ребенок