Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения
Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они норовят эти порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются родители, воспитатели и учителя?
Как же найти пути к бесконфликтной дисциплине ребенка?
Есть 6 правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Первое правило: ограничение, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.
Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся , как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку.
Правило второе: ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности – когда родители считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По принципу: «Дашь ему волю, так он и на шею сядет, будет делать что хочет.
Третье правило: родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, все хватать, рисовать на чем попало.. – это проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.
Четвертое правило: ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
Когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка — третье, ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык добиваться своего, «раскалывая» ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами семьи от этого не становятся лучше. Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребенка.
Пятое правило: тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, повелительным.
Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне. И на вопрос «Почему нельзя»?, не стоит отвечать « Потому, что я так сказал», «Я так велю» нужно коротко пояснить : «Уже поздно», «Это опасно». Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если ребенок снова спрашивает :»Почему?», то это не потому , что он вас не понял, а потому что ему трудно побороть свое желание. Здесь поможет активное слушание.
И последнее шестое правило: поддержания дисциплины: наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Правда здесь нужно иметь запас больших и маленьких семейных праздников, семейных дел традиций.
И отменять их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.
К тому же важно знать, что при первых попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение . этим он проверяет искренность наших намерений. А мы здесь еще раз проверим правильно ли мы определили наши чувства (раздражения, гнев, обиду или отчаяние ), туда ли мы направили наши усилия.
http://cszn-levtolstoy.ru/iblock/news/e/psihologicheskij__praktikum_dlja_roditelej_vse_nachinaetsja_s_semi_rebenok_i_obshhestvo_kultura_obshhenija20-07-2020/