Home » Психология » О дистанционном образовании и как его пережить

О дистанционном образовании и как его пережить

«Вы не плохой родитель, если не можете объяснить ребенку теорему Пифагора». Екатеринбургские психологи о дистанционном образовании и как его пережить семье

Выясняем, полюсы и минусы онлайн-учебы.

У екатеринбургских школьников идет вторая неделя дистанционного обучения, а споры родителей по поду того, нужно это или нет, не утихают. Флешмоб в сети «#япротивдистанта» с каждым днем набирает обороты. Некоторые мамы и папы уверены, что это не только нарушает права их детей, но и может негативно сказаться как на здоровье, так и психике всех участников образовательного процесса.

онлайн-учеба

Глядя на поднимающуюся волну беспокойства, корреспондент JustMedia.ru узнал у екатеринбургских психологов-блогеров о плюсах и минусах дистанта. А также о том, что делать родителям, которые не готовы самостоятельно объяснять ребенку материал урока.

Татьяна Горбатенко, семейный психолог, психолог-консультант, работающий с детьми и взрослыми:  «Сохранить человечность и отношения с ребенком сейчас нужно в первую очередь».

Первый момент – сейчас родители представляют, чего можно ожидать от дистанционного обучения.

Мы стремимся к стабильности. Тревожность у людей нарастает тогда, когда мы не понимаем, что будет дальше. Во время «первой волны» было неизвестно, что это за болезнь, как ее лечить, всех пугали очень высокой смертностью. Когда в то время ввели дистанционное обучение, естественно, никто: ни учителя, ни школа, ни родители, ни дети к этому были не готовы. Для всех это было что-то новое, непонятное, что всегда очень пугает. Сейчас уже все более-менее представляют, чего можно ожидать от онлайн-обучения. Хотя, конечно, здесь еще зависит от учителя. Если говорить про более старшее поколение, понятно, что для них это совсем что-то несусветное: куда-то зайти, что-то проводить. Хотя сейчас некоторые из них в этом тоже продвинулись.

Второй момент — не так сейчас страшен черт, как его малюют. По крайней мере, для более молодого поколения. Сейчас уже многие успели столкнуться с коронавирусом – кто-то сам переболел, у других — родственники, друзья. Но чаще всего это были не летальные исходы, как до этого все боялись.

Третий момент. В идеальной картине мира нужно, чтобы у семьи была возможность выбрать форму обучения. Евгений Куйвашев решил, что на дистант уходят только старшие, а младшие остаются в школе. Мне кажется, что было бы правильнее, если бы родители смогли сами решать уходить на домашнее обучение или нет. Наверное, ни для кого не секрет, что бывают второклассники, которые могут себя лучше организовать, чем семиклассники. Это индивидуальные особенности, которые почему-то в общей системе образования не учитываются. Нас как-то всех загнали в обязаловку, а если бы была возможность всем принимать какое-то взвешенное решение, то это бы было человечнее, осознаннее.

И точно также про семейную историю. Для кого-то переход на дистанционное обучение – это треш, когда мама готова по башке настучать ребенку. У нее нет на объяснение школьного материала ни моральных, ни физических сил, ни даже времени. А в другой семье, например, у мамы есть педагогические наклонности, и ей это не доставляет сложностей. Она готова потратить время, силы на дистант. Но здесь также важно понять, насколько семья готова с технической, с психологической точек зрения, какие взаимоотношения в семье. Я точно знаю примеры, когда детям можно ходить в школы, но родители все же выбрали формат остаться дома. Написали заявление и сами занимаются с ребенком.

Карантинные меры, которые особенно были сильны по весне, на самом деле как будто бы показали те сложности, которые люди раньше могли прикрыть. Уже есть статистика, что количество разводов увеличилось за этот период. Раньше можно было всем разбежаться из семьи в разные стороны, например, отправить ребенка в школу на секцию, и где-то немножко закрыть глаза на существующие сложности, то сейчас так уже не получится.

Также, если мы все-таки говорим про ребенка шестиклассника, у которого нет каких-то сложностей с самоорганизацией, то в сущности формат обучения остается такой же. Сходил на урок – сделал домашнее задание. В общем-то для школьника 11-12 лет – это нормально. Другое дело, что родители считают себя обязанными сидеть и объяснять ребенку материал. Но мне больше близка позиция, что если ты понял и услышал, то тогда ты сделаешь все правильно.

Наверное, в первую очередь, не стоит загоняться. Не создавать для себя нереальные условия, из кожи вывернуться, чтобы там выучить ребенка. Для этого не зря люди учатся в институтах, проходят курсы по повышения квалификации. Вообще есть такое пофпризвание – учить детей. Это, правда, не всем дано. Родителям нужно чаще напоминать себе, что вы не плохой родитель, если не можете объяснить ребенку теорему Пифагора или еще что-то покруче. Иногда проще все же нанять репетитора или найти какой-то другой приемлемый вариант, где можно получить эти знания.

Да, сейчас мы живем в непростое время. Может быть, через сколько-то лет оно войдет в историю. Но точно сохранить человечность и отношения с ребенком сейчас нужно в первую очередь. А уже потом загоняться про количество баллов и так далее.

Все меняется. Возможно, тут родителям стоит быть гибче, не впадать в панику, подстраиваться под своего ребенка, слышать и замечать его потребности.

Александра Поддубная- взрослый психолог, детский психолог, нейропсихолог — «Дистанционное обучение – дело хорошее. Только нужно довести это до ума».

Смысл в дистанционном обучении, конечно, есть. Элементарно потому, что ребенок сейчас самостоятельно учится использовать современные технологии, искать информацию, организовывать свое время и рабочее пространство. Интересно, что некоторые родители отмечают, что у детей за счет того, что он не общается со школьным коллективом, иммунитет окреп. Особенно это касается тех, у кого он изначально был слабый.

Еще один бесспорный плюс – это мобильность. Можно обучаться из любой точки земного шара. Единственный момент, что во время дистанционки родителям тоже нужно обучаться. Это расценивается как плюс, как развитие системы обучения, но многие относятся к этому, как минусу. Связано это с тем, что родителям приходится самим объяснять из школьной программы то, что ребенок не понимает, сидя за компьютером. Но для того, чтобы это объяснить, родителям самим нужно в это вникнуть.

Еще есть вот такой классный плюс — нет дополнительных расходов на питание, на проезд и школьную форму. Также не нужно тратить время на дорогу из школы, от этого появляется дополнительное свободное время. А с другой стороны дети начинают тратить это свободное время на обитание в торговых центрах, кафе. Зачем тогда дистанционное обучение, если дети все равно нарушают режим самоизоляции, ради которого это было создано?

Еще есть момент, что ученики, которые не могли проявить себя на уроках, начали раскрываться в интернет-пространстве. Для них это, конечно, удобно.

Но в целом минусы у дистанционного обучения, конечно, тоже огромные. Элементарно сложно отслеживать, как ученик воспринял материал, как у него проходит динамика обучения. Учитель не может понять, насколько ученики вовлечены в процесс и поддерживать дискуссию со всем учениками. Это могут делать только 15-20% учеников. Остальные слушают и, возможно, даже не отражают ход урока.

И собственно педагоги сами признают, что на сегодняшний день дистанционное обучение еще сырое, не хватает способов удержания внимания и определенного интерактива. Преподаватели не знаю, каким образом провести обучение и какие «фишки» подавать детям, чтобы они откликались, запоминали и вникали в процесс. Даже до сих пор нет удобной платформы для онлайн взаимодействия с учениками.

Еще одна особенность дистанционно обучения состоит в том, что возникают трудности в общении между одноклассниками. Кроме того, социальная дистанция влияет на коммуникацию между учениками в дальнейшем. Родители говорят, что когда детей выпустили с дистанта, они были просто озверевшие. Они очень агрессивно друг к другу относились.

Большой минус для многодетных семей – не хватает техники для обучения. Даже не всегда есть необходимое качество интернета. До сих пор у нас во многих деревнях с этим проблемы.

Но в любом случае мы рано или поздно придем к хорошему дистанционному формату. Скорее всего, в ближайшее время мы вообще перейдем на такой формат обучения, потому что сейчас выигрывает тот, кто имеет пользоваться технологиями и умеет владеть информацией. От нас будет зависеть, как ребенок будет к этому готов.

Поэтому, я считаю, что дистанционное обучение – дело хорошее. Только нужно довести это до ума базу и родителям научить ребенка справляться с нужной информацией.

На самом деле родителей в этой ситуации очень жалко, потому что я вижу, в каком состоянии они находятся. Помимо работы, им нужно еще следить за обучением своего ребенка, самому что-то ему объяснять, проверять. Наверное, родителям стоит порекомендовать не брать все на себя и, возможно, довериться репетиторам или попросить у учителей дополнительные уроки. Потому что, какими бы хорошими родителями мы не были, мы не можем объять необъятное и объяснить доступно темы школьной программы. К тому же у детей начинает возникать сопротивление на своих родителей. Он же привык к нам, как к маме и папе, и как учителя он уже просто не может нас воспринимать. Особенно это очень опасно в период подросткового возраста. Поэтому я бы порекомендовала доверять это кому-то другому: бабушкам, дедушкам, репетиторам или учителям.

Дарья Сокол

https://www.justmedia.ru/analitika/society/vy-ne-plokhoy-roditel-yesli-ne-mozhete-obyasnit-rebenku-teoremu-pifagora-yekaterinburgskiye-psikhologi-o-distantsionnom-obrazovanii-i-kak-yego-perezhit-semye

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*