Сегодня расскажу, как развивать мышление двухлеток с помощью простого вопроса. А лучше покажу.
Двухлетняя Марья уколола палец. (Ранки нет, но ребёнок считает необходимым пальчик полечить. Можно спорить, объяснять, уговаривать, а можно использовать момент для развития мышления.
Диета для мозга — как простые изменения ускоряют мышление и улучшают память
— Мама, мазь!
— Ты хочешь помазать пальчик мазью?
— Да!
— А где мазь?
— Дома!
— А мы где?
— Далекоооо!
— Что же делать?
— (думает) Брум-брум домой! (ехать домой)
— А мазь дома точно есть?
— Да.
— А кто её всю выдавил на пол в прошлый раз?
— (вспоминает, показывает на себя)
— Осталась мазь в тюбике?
— No.
— Точно. Не осталась.
— Мази дома неть.
— Да, мази дома нет. Что же делать?
— (думает) Брум-брум (показывает жестом магазин)
— А как туда ехать?
— Брум-брум (показывает жестом машину)
— А кто у нас водит машину?
— Папа.
— А где папа?
— Брум-брум далеко копать. (уехал копать пруд)
— Что же делать?
— (показывает жестом телефон — звонить) папе! Папа брум-брум мазь. (папа привезёт мазь)
— Хорошо я позвоню папе. Ты готова подождать папу с мазью?
— Да. Выйти! (пойти на улицу и там гулять-ждать)
— Выгляни на улицу — там тепло или холодно?
— (выглядывает и показывает жестом — холодно)
— Что будешь одевать?
— (думает и берёт куртку теплую, шапку, сапожки)
Я помогаю одеться, открываю дверь.
— Мама, выйти! (зовёт меня выйти с ней)
— А мне что надеть?
— (ищет глазами мою теплую куртку)
— Нет у меня куртки тёплой, в машине у папы осталась. Холодно мне без неё идти гулять. Что же делать?
— (думает. Осматривает прихожую. Показывает пальчиком на куртку дочери моей подруги)
Я беру курточку, прикладываю к себе.
— Куртка детская, маленькая. Не по размеру мне. Не надеть мне её. Что же делать?
— (думает. Осматривает снова прихожую. Показывает пальчиком на куртку моей подруги)
Беру куртку, прикладываю к себе:
— Да, эта большая. Но ведь куртка не моя. Подруги моей куртка. Что же делать?
— (ласково, показывая на подругу) Дать-Дааать. (попросить надо вежливо у подруги)
Пространственное мышление у младенцев говорит об их математических способностях в будущем
Подруга даёт куртку, я благодарю. И Марья:
— Пысиба! (спасибо)
— И тебе спасибо! Помогла мне задачу решить.
Так по ходу жизни учим Марью решать жизненные задачи. Точнее — она сама учится.
Каждый раз, когда это возможно, вместо готового ответа, рекомендации, совета, готового решения задаём ей вопрос — Что же делать? И обсуждаем её предложения. А ещё лучше — испытываем, когда это возможно. Чтобы всё было ОЧЕВИДНО и ОЩУТИМО. Надо ли говорить, что в свои два года Марья отлично решает свои задачи?
Закатился мячик под диван? — Что же делать?!
Испачкалось платьице? — Что же делать?!
Проголодалась? — Что же делать?!
Мама занята — делает уборку, а хочется с мамой поиграть? — Что же делать?!
Люди с клиповым мышлением элитой не станут
Совсем не обязательно каждый раз говорить ребёнку 1,5-2х, 3х лет — что ему делать. Пусть сам подумает. Мы ведь всегда можем обсудить его предложение. Задать вопрос. А иногда ещё и провести эксперимент.
Попробуйте. Возможно вам понравится и это станет стилем жизни. Тренировать мышление ребёнка простыми способами каждый день на самых обычных жизненных задачах, возникающих перед ребёнком.
Специалист по альтернативному образованию Вера Писаренко
https://mama.ru/articles/kak-razvivat-myshlenie-dvuhletok-cherez-voprosy/