Семья – фундамент развития личности ребенка. В семье ребенок получает свой первый жизненный опыт, свои первые знания об окружающем мире, свои первые навыки жизни в обществе.
Очень часто, школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — это результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье.
Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Как это делать?
Родители обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать книги, знакомить с географической картой, градусником на окне, календарем на стене, часами. Объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание детей (например, во время прогулок , путешествий, поездок) тем самым, способствуя расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию познавательных интересов своего ребенка.
Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.
Первое и самое главное условие – это постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится только к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает, необходимое условие полноценной подготовки к школе.
Второе важное условие — это выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Умение трудиться, будь – то труд физический, умственный, духовный – всегда преодоление трудностей, и это умение вырабатывается в процессе всей жизни ребенка. Неготовность к трудностям может привести к неуверенности в себе, негативному отношению к учебе.
Третее необходимое условие подготовки к школе является учебная мотивация. Чтобы дошкольник хотел заниматься каким-либо видом деятельности, будь то спорт, рисование, конструирование, игра или учеба, она должна приносить ему удовлетворение. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. И этот успех должен быть реальным, а похвала заслуженной.
Четвертым важным условием развития и подготовки к школе является умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками. По тому, каков ребенок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках и наших просчетах.
С целью формирование реальных представлений о школе и положительного отношения к ней рекомендуется использовать специальные игры, в которые можно играть всей семьей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как выбрать школу
1.«Бывает –не бывает»
Незнайка сочинял истории, но, как обычно, всё перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал Незнайка. Придумай и сам школьные небылицы.
- В школе ребята резвятся, прыгают, скачут и играют в игрушки.
- Осенью на деревьях распускаются ярко-зелёные листочки, и ребята идут в школу
- На переменах в школе все дети спят в кроватках и т.д.
2.«Школа для зверят» (развитие логического мышления, слуха, внимания, закрепление знания школьных правил)
В лесной школе шёл урок. Первый раз ученики пришли в школу в первый класс. Подскажи, кто из них ведёт себя правильно, а кто — нет. Почему?
- Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную морковку.
- У лисёнка сломалась ручка, и он шёпотом попросил запасную ручку у соседа.
- Белочка тихо в парте играла орешками.
- Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стуле, и он поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пересесть на другой стул, большой и удобный.
3. «Что лежит в портфеле?» Взрослый бросает ребенку мяч и называет какой-либо предмет, например: ручка, тетрадь, подушка и т.п. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, то он ловит мяч.
- «Я возьму с собой в портфеле» Можно играть с ребенком, называя слова по очереди, или с несколькими детьми. Первый участник игры говорит: « Я возьму с собой в портфеле…» — и называет какой-нибудь необходимый предмет в школе. Следующий игрок повторяет то, что сказали до него, и добавляет свой предмет. Так происходит до того момента, пока кто-нибудь не ошибся.
5. «Урок и перемена». Вначале ведущий называет разные виды деятельности («Ты читаешь», «Ты пишешь», «Ты играешь»), а ребенок отвечают, когда он это делают («На уроке!» или «На перемене!».
Затем условие меняется. Введущий произносит: «На уроке» или «На перемене». Ребенок должен сказать, чем он должен заниматься в названное время.
6. «Тихо — громко». Ведущий называет ситуацию, например: «когда ты на уроке, ты разговариваешь…» Задача ребенка крикнуть «Громко!» или прошептать «Тихо».
7. «Дошкольники и школьники». Взрослый просит ребенка походить, посидеть, поговорить, как дошкольник, как школьник. Или на один хлопок надо показать, как ответил бы на вопрос учительницы дошкольник. На два хлопка — как это сделал бы школьник».
Играйте дома, играйте на улице. Можно играть с куклами и пусть ваш ребенок сам побудет в роли учителя. Полезным будет и совместный просмотр телепередач, фильмов о школьной жизни и рассказы о своем школьном детстве, любимых учителях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Чем опасен первый класс
Родители должны знать, чувствовать своего ребенка, быть ему примером.
Из дня в день ребенок должен расти в обстановке внимания.
Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту, он не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими нормами.
Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Воспитываем у ребенка желание учиться, создаем положительное отношение к школе и обеспечиваем успешный старт в начале большого школьного пути.
Овсяник Людмила Михайловна
Источник: www.b17.ru
Как определить готовность ребенка к школе?
Как родителям оценить готовность ребенка к школе? Советы логопеда. На какие параметры готовности к школе обращает внимание логопед при обследовании дошкольника.
One thought on “Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.”-
Уведомление: Как помочь школьнику настроиться на учебу | Семья и ребенок