Home » Воспитание в семье » Игры для детей с семи лет: учимся формулировать и приводить мысли в порядок

Игры для детей с семи лет: учимся формулировать и приводить мысли в порядок

Очень полезная игра, которая учит искать верные обобщения, четко формулировать и приводить в порядок мысли. Играть с ребенком в нее можно на ходу, во время уборки по дому, в дороге.

Правила
1. Мы с дочкой называем эту игру «Почему я не кастрюля». Правила у нее такие. Водящий делает утверждение в адрес второго игрока:
— Ты — (и некий класс объектов, например:) кастрюля.
Ответ предполагается:
— Нет, я не кастрюля.
— Почему?

И далее нужно сформулировать хотя бы одно «почему», по определенным законам.

а) Ответ должен касаться игрока, а не кастрюли, и быть сформулирован как отрицание, например: «потому что кастрюля — это посуда» — неправильная формулировка, это про кастрюлю!; «потому что Я — не посуда» — правильно.

б) Ответ должен базироваться на одном, неважно, существенном или нет, но общем для всех кастрюль признаке или свойстве, например: «потому что я не железная» — неправильно, кастрюли бывают и не железные; «потому что я не вся твердая» — правильно, мягких кастрюль не бывает.

с) Ответ должен отражать действительность совершенно точно, например: «потому что в меня нельзя налить суп» —неправильно, в ребенка можно налить довольно много супа , и ему это можно продемонстрировать при случае. «Потому что во мне нельзя готовить еду» — верно.

2. Игроки постоянно меняются ролями, и это дает возможность взрослому предложить ребенку пример верного логического построения. Очень смешно бывает показать детям наглядно, в чем они ошибаются.

Например, моя дочка как-то попыталась сказать, что она не диван, потому что на ней нельзя лежать. За этим утверждением последовала возня, хохот и визг до неба: «мама, ты меня раздавишь, и я буду коврик!!!».

3. На начальном этапе игры часто используются разные названия категорий («я не посуда, я не мебель»), и для тренировки это хорошо. Но потом желательно ввести дополнительное правило, что это не разрешается, иначе будет скучно.

Когда мы с дочкой начали избегать категорий, у нас стало получаться что-то такое:
• я не слон, потому что у меня нет хобота;
• я не самолет, потому что я не летаю;
• я не лягушка, потому что…

Дочка, торопясь:
— Я не прыгаю!!!
— Да ну?! — удивляюсь. Хохочет:
— Я не зеленая?
— Лягушки бывают коричневые, черные…
— Ээээ… Я не квакаю?
— Да, наверное…
Дочка тут же заквакала — демонстрируя, на сей раз, мне мою ошибку.
— Маргош, тогда скажи: потому что я не ем мух. Будет правильно.

4. Дальше, по мере того, как игроки набираются опыта, становится сложнее. Вот попробуйте определить, почему вы не глаз, например. Причем использовать категории: орган зрения, орган человеческого тела, — нельзя…

Потому что вы не видите? — так вы видите! Потому что у вас внутри нет сетчатки\хрусталика\роговицы? — так ЕСТЬ ведь!!!! Потому что вы не круглый? — а вдруг да, кто вас знает, какое у вас телосложение? Вот я, например, вполне круглая, что мне дочка и сообщила!

После обсуждения всех этих негодных вариантов я, наконец, нашла правильную формулировку: потому что я не внутри головы. Не так просто придумать, между прочим. Но уже в следующую мою очередь дочка огорошила меня еще больше:
— Вот ты, мам. Ты — это я.
— Нет, я не ты.
— Почему?
— Эээ…
Найденная мною формулировка звучала, в итоге, так:
— Потому что я — не моя дочь!!!
Как видите, это не только очень полезная, но и очень веселая игра.

Об авторе. Лара Шпильберг, коррекционный педагог. От первого лица: «Я занимаюсь диагностической педагогикой, то есть умею научить детей всему, что угодно: считать, читать, писать, понимать сложные науки. Из общения с ребенком мне становится понятно, в чем его сложность, почему не получается. Я придумываю разные игры, которые помогают детям легко и с удовольствием учиться, даже тем, кто сильно отстает в развитии, болен или травмирован. И мне кажется, что результат получается весьма убедительный».

Лара Шпильберг

Источник: deti.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*