Человек становится преуспевающим не тогда, когда его воспитывают по каким-то суперсложным педагогическим системам. В большинстве случаев для этого родителям достаточно выполнять элементарные правила, про которые вроде бы и говорить-то неловко. В самом деле, мы же не идиоты, чтобы не знать, что удовлетворение детского любопытства — одна из первых родительских повинностей. Но как же достают эти бесконечные «почему?» и «что это такое?», да еще в самое неподходящее время! Как можно быть настолько любопытным? Психологи говорят: не только можно, но и нужно. Иначе неосознанное любопытство никогда не перерастет в сознательную любознательность.
Кто я?
На самом деле детское любопытство просыпается задолго до всяких там «почему?» и «как?». Ребенок с ним просто рождается.
На первых порах возможности познания мира несколько ограничены, и главным объектом изучения становится он сам. Он шевелится, чувствуя свое тело. Он хватается за все подряд и машет руками, выясняя их предназначение. Он разглядывает ноги, сравнивая их с руками. Он ощупывает свое тело, пытаясь составить единое представление о себе. Для маленького существа это совсем не легкая задача.
Без вас он не справится. Связь матери и ребенка продолжается всю жизнь, но в первый год после рождения она особенно сильна. Девять месяцев сосуществования с ребенком — это не шутка. Биоэнергетическая связь матери и младенца перерезанием пуповины не заканчивается.
В первые месяцы они продолжают жить общей жизнью. Она распознает малейшие оттенки его плача, угадывает желания, читает по лицу мысли, которые он и сам-то не понимает. У ребенка возникает ощущение всемогущества: не успел он еще чего-то пожелать, а уже все выполнено! Это ощущение весьма полезно: оно закладывает фундамент уверенности в себе, которая должна со временем вырасти и окрепнуть. Но нельзя становиться тенью ребенка!
Постепенно связь должна ослабевать, чтобы он мог отправиться в самостоятельное плавание. Иначе случится то, что ребенок будет безрезультатно ждать от остального мира того же, что дает ему мать. Но и «забрасывать» его раньше времени тоже нельзя. Ребенок почувствует себя брошенным, одиноким… Конечно, его «я» сформируется раньше, чем у «благополучных» детей, но оно будет слабым, с меньшим интересом и уверенностью вступающим в мир.
В первые месяцы жизни ребенок познает мир глазами матери. Мать — связующее звено между ребенком и миром. Ее прикосновения помогают ему лучше чувствовать свое тело. Ее голос говорит ему о том, что он не одинок. Ему так нужно, чтобы с ним общались! Тело матери — это и инструмент познания.
Ребенок щиплет маму, покусывает, тянет за волосы. Ведь ему все надо знать: не оторвутся ли волосы, что случится, если ущипнуть, и как мама отреагирует… Удовольствие, конечно, не большое, но надо сдерживать желание отдубасить маленького «садиста». Уж если мама не сможет справиться с нормальной для ребенка агрессией, то кто же? Ведь в нем одновременно существуют, как и в любом из нас, любовь и ненависть. Просто мы, в отличие от него, уже не видим в этом противоречия.
Ваша агрессивная реакция помешает ему слить эти чувства в одно — сложное и многообразное. Но показать, что вам больно, не помешает. Потом он сможет вымещать свою агрессию на других предметах.
Родителей обычно злит и пугает, когда ребенок ломает новые игрушки, портит вещи и т. д. Жаль, конечно, но по-другому он не может. Это нам с вами достаточно поверхностного представления о предмете, а ребенку надо дойти до самой сути, изучить все его качества. Помните, что не ребенок для игрушек, а игрушки для ребенка! Не мешайте выходу его энергии, не наказывайте.
Многие считают, что ребенок до года — это просто организм, которому до состояния личности еще ой как далеко (кое-кто, несмотря на взросление ребенка, не расстается с этим мнением никогда, но это уже психологические проблемы взрослых). Нет же! С самого первого дня он — чувствующая личность, имеющая право на собственное мнение. Вы можете ограничивать его активность пеленками и манежами, потому что вам так удобнее. Можете закармливать его, не обращая внимания на недовольство, потому что вы лучше знаете, как надо. Но не удивляйтесь, если ребенок вырастет пассивным и несамостоятельным. Разве вы не этого хотели?
Где я?
Ребенок познакомился с собой, с людьми, которые берут его на руки и общаются с ним. А что вокруг? И он начинает осваивать пространство. Все такое огромное, непонятное. Одни предметы двигаются, другие всегда стоят на месте, третьи начинают шевелиться, если к ним прикоснешься, — и все они могут сделать больно. Тревожные родители обычно не дают ребенку свободно ползать, постоянно «держат его за руку». Но можно поступить лучше. Сделайте окружающее пространство безопасным.
Очень сложно не волноваться за такое крохотное существо. Но сделайте так, чтобы поводов для волнения было минимум! Ведь как бы внимательно вы ни следили за ним, в один прекрасный момент вы все равно отвернетесь. Хотя бы в комнате ребенка должен лежать мягкий ковер. Никаких мелких опасных или больших неустойчивых предметов не должно находиться в пределах досягаемости. И ничего из того, что вам было бы мучительно жалко. Сейчас обезопасить квартиру не так уж сложно: продаются и специальные насадки на розетки, и всякие штуки, за которые ребенок мог бы хвататься, да и детская мебель — это уже не те деревянные сооружения с острыми углами, среди которых выросли мы.
Игрушки ребенку тоже надо подбирать по возрасту. И разумеется, все, что его окружает, не должно вредить здоровью. В «правильной» квартире стремлению ребенка к познанию ничего не помешает. Ему очень важно ощущать доверие к пространству. Знать, что за его любопытство ему ничего не будет — ни со стороны вещей, ни со стороны родителей.
Постоянные окрики «Нельзя!» и «Стой!» гасят интерес к жизни гораздо быстрее, чем боль ударов. Не мешайте получить опыт. Как ни старайся обезопасить путь ребенка, а на плиту колпак не наденешь и все осколки во дворе не соберешь. Не надо этого бояться! Ребенок все равно никогда не поверит, что огонь жжется, пока сам этого не испытает. Вместо того чтобы от всего оберегать, помогите ребенку получить правильный опыт.
Зажигайте вместе с ним спички, рассматривайте страшных жуков и показывайте, как на льду можно поскользнуться. На ребенка не произведут впечатления ваши строгие угрозы «это опасно», «это плохо», зато он прекрасно воспримет все в форме игры.
Сопровождайте ребенка в его исследованиях. Запрещая, предлагайте альтернативу. Понятно, что не только ребенка надо беречь от вещей, но и вещи от ребенка. Его стремление к познанию может нарушить столь нелегко доставшееся изящество вашей квартиры. Но, запрещая стричь бахрому на шторах, предложите ему газеты или цветную бумагу; запрещая рисовать на обоях, повесьте на стену большой белый лист. Вводите запреты мягко, без криков и подзатыльников, чтобы запрещаемое не стало для ребенка еще более притягательным. Если вы будете давить, ребенок может захотеть сделать все вам назло.
Не давайте противоречивые команды. Родители любят призывать ребенка быть честным и одновременно ругать его за малоприятную правду, быть творческим и бить его по рукам за рисунки на стене и т. д. В таких ситуациях ребенок теряется и не знает, чему верить. Но скорее он поверит крику и шлепкам, чем неискренним (на поверку) призывам. И будет бояться проявлять себя, а там… — опять пассивность и неуверенность. К родителям доверия тоже, разумеется, не прибавится. Как жить, если нельзя верить близким людям?
И еще: ребенок во всем подражает вам. Поэтому не удивляйтесь, если увидите в этом маленьком зеркале несимпатичные, но до боли знакомые черты. Ребенок познает мир всеми пятью чувствами. Вы должны обеспечить их все добротной «пищей». Приятная музыка, приятные запахи, безопасные и разнообразные на ощупь предметы, разговоры, прикосновения…
http://www.kid.ru/pregnancy/index451.php3