Культурные условия, в которых происходит взросление современных детей существенно отличаются от детства их родителей. Современным родителям в процессе воспитания детей все чаще приходится отвечать на вопросы, которые не возникали в их собственном детстве.
Опыт предыдущих поколений оказывается бесполезен при ответе на вопрос «Как ограничить просмотр телевизора?», или « В каком возрасте ребенку пора знакомится с компьютером?». Все эти вопросы возникли относительно недавно.
Современный человек погружается в «экранную» культуру и получает за один день такое количество информации, какое сто лет назад не смог бы получить и за десять лет. Особенно легко поддаются информационным влияниям дети.
Взрослые поражаются легкости обучаемости детей, которые с завидной скоростью входят в мир электронных образов, проявляя при этом удивительную стойкость интереса и внимания к экрану компьютера или телевизора. И это происходит на фоне повсеместной утраты навыков концентрации внимания и усилий в школьном обучении, отмечаемой психологами и педагогами.
Современный ребенок находится в постоянном потоке информации, новые знания становятся более доступными, дети становятся более информированными. И тем более серьезно современным родителям приходится задумываться о тех аспектах воспитания, которые не вызывали беспокойства у предыдущих поколений воспитателей.
Большое количество вопросов, которые стоят перед родителями и не имеют традиционных путей решения, вызывает растерянность и беспокойство за судьбу ребенка. Развитию тревожности родителей способствует и современная информационная среда, в большом количестве предоставляющая им негативную информацию о происшествиях, несчастных случаях и преступлениях в отношении детей.
Такая ситуация приводит к усилению родительского контроля над жизнью ребенка, потребностью постоянно быть в курсе его местоположения и характера занятий. Это практически лишает ребенка индивидуального жизненного пространства, в котором он сам определяет, чем он будет заниматься, как спланирует свою деятельность, и с кем он будет проводить свое время. Мобильные телефоны, средства навигации, системы видеонаблюдения в школе, электронные дневники делают внешнюю жизнь ребенка прозрачной для взрослых, но не обеспечивают им доступ к его внутреннему миру.
М.В. Осорина (Секретный мир детей в пространстве мира взрослых) выделяет три основных фактора, определяющих формирование модели мира ребенка. Первый — это влияние «взрослой» культуры, активными проводниками которой являются, прежде всего, родители, а затем и другие значимые взрослые. Второй — это личная активность самого ребенка, проявляющиеся в разных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Третий — это воздействие детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение детей и особенно значимы в возрасте между пятью и двенадцатью годами для понимания того, как освоить мир вокруг.
Например, еще 15-20 лет назад основные навыки общения ребенок получал и совершенствовал относительно независимо от родителей. Примерно в возрасте 5-6 лет ребенок начинал самостоятельно играть во дворе, где быстро учился взаимодействовать с другими детьми разного возраста. Во дворе ребенок понимал, что такое правила игры и что будет, если ты их нарушаешь, учился выбирать себе партнеров по играм, понимал какими качествами нужно обладать и как себя вести, чтобы другие дети с удовольствием принимали тебя в свою компанию. Соответственно такие сложные понятия как границы и правила, принципы общения и групповые нормы усваивались ребенком в игре – непринужденно и незаметно для него самого и его родителей.
Современные дети начинают гулять самостоятельно гораздо позже и отсутствие в их жизни «субкультуры двора» налагает дополнительные обязательства на родителей и педагогов. Теперь именно взрослым, как правило, приходится вводить ребенка в мир общения, организуя общение со сверстниками, предлагая игры и объясняя их правила.
Бесконечные информационные потоки, высокие требования, предъявляемые к ребенку школой и обществом, сужение индивидуального жизненного пространства ребенка приводят к необходимости более пристального внимания к организации его свободного времени.
Помощь родителей и педагогов в данном случае может быть очень значима, поскольку некоторые шаги дети в принципе не способны совершить сами. «Однако чрезвычайно важно, чтобы взрослый научился отличать ситуации, не требующие его вмешательства, от тех, где его вклад нужен и важен» М.В. Осорина
Каждый родитель мечтает найти для своего ребенка такое место, в котором были бы созданы все условия для гармоничного развития его личности, безопасного и позитивного общения с детьми и взрослыми, продуктивного времяпрепровождения, проявления его талантов и способностей. Именно поэтому заботливые и психологически грамотные родители прилагают такое количество усилий, чтобы понять интересы и склонности своего ребенка и подобрать для него занятие по душе.
А.Н. Кошелева, Ю.Л. Проект, педагоги-психологи ЦВР