Home » Воспитание в семье » Позаботьтесь об успеваемости ребенка заранее

Позаботьтесь об успеваемости ребенка заранее

Позаботьтесь об успеваемости ребенка заранее

Как помочь ребенку избежать трудностей обучения в школе? На что стоит обратить внимание родителей, на какой период жизни ребенка?

Позаботьтесь об успеваемости ребенка заранее

Позаботьтесь об успеваемости ребенка заранее

Как ни странно, для успешного обучения в школе обращать внимание на некоторые особенности развития малыша необходимо уже с рождения.
Внутриутробные инфекции, токсикоз, нарушения родовой деятельности у мамы, инфекции у ребенка в раннем возрасте – все это сигналы о возможных проблемах в речевом развитии ребенка. И логопед в поликлинике, как правило, начинает прием с изучения обменной карты новорожденного.

Корни многих школьных трудностей связаны с проблемами речевого развития и начинаются в младенчестве. Это может быть задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, нарушение развития всех компонентов речи – и звукопроизношения, грамматики, фонематического слуха и связной речи. Все перечисленное может привести к сложностям в освоения чтения и письма.

Нормативы речевого развития и время коррекции

Вот некоторые нормативы развития речи ребенка: первые слова – 1,5 года, фраза – 2 года, правильное звукопроизношение – 5 лет.
В дошкольном возрасте многие процессы довольно легко поддаются своевременной коррекции, необходимо только вовремя обратиться к специалисту. Если же время упущено, коррекция нарушения речевого развития происходит более длительно и может затянуться на период начальной школы.

Материал по теме:

Устная и письменная речь младшего школьника

Юные безграмотные

Расширение словарного запаса ребенка

Влияние дидактических игр на развитие речи детей

Но родители не должны поддаваться заблуждению, что только специалист будет исправлять речь. Для становления и исправления речи очень важно участие самих родителей: разговаривать с малышом, выполнять совместно с детьми речевые упражнения, помогать ребенку справляться с временными трудностями, подбодрить его, вселить уверенность в свои силы.

Что могут сделать родители?

Для успешного речевого развития ребенка маме необходимо разговаривать с ним с самого рождения. Во время периода младенчества с малышом нужно общаться постоянно – во время кормления, при выполнении всех гигиенических процедур. Младенцу жизненно необходимо эмоциональное общение с матерью. Чем больше любви получит ребенок в этот период, тем более успешным он вырастет. Сигналом того, что родители все делают правильно, будет появление «комплекса оживления» у 3-х месячного малыша – он будет радоваться, шевелить ручками и ножками, гулить, пытаться выразить эмоции во время общения с матерью.

В возрасте 6-8 месяцев уже появится лепет – повторение слогов нараспев с разными интонациями. Когда мама будет в ответ и сама произносить простые слоги, малыш будет внимательно следить за движением губ и пытаться повторять.

Как расширять словарный запас

И вот малыш сказал первое слово. Теперь нужно расширять арсенал употребляемых слов и пассивный словарь – количество слов, которые ребенок понимает. Позже, постепенно, слова из пассивного запаса будут переходить в активный. Как это делать?

Каждый раз, показывая игрушку, называть ее и спрашивать: «Кто это?» и самостоятельно отвечать: «Это зайка!», спрашивать вновь: «А где зайка?» и вновь отвечать: «Вот зайка! Это наш зайка». Ребенок не будет сразу повторять за мамой, но в его понимании отложится этот предмет. Если, спустя время, его спросить: «А где зайка?», он будет смотреть в его сторону, а позже и показывать. Так постепенно будет узнавать, показывать, а потом и называть знакомые предметы: куклу, машину и т. д.

Как расширять активный запас? Чтобы малыш произнес слово, взрослому необходимо повторить его несколько раз, чтобы у ребенка сложился образ этого слова с называемым предметом. Например, слово ПАПА: показывая на папу, зовем: ПАПА! ПАПА! Играем с ним в прятки: «Где папа? Нету папы! Давай позовем папу: ПАПА! ПА-ПА!» При появляется папы: «Вот папа!» Можно спрашивать малыша: «Это кто?» И самостоятельно давать речевой образец ответа: «Это папа». И так далее: «А это кто? Это мама» и т. п.

Исправляем ошибки произношения

Сама по себе речь не возникнет, если не будет условий для общения с малышом. Речь ребенка начинает развиваться раньше, если родители, особенно мама, создают специальные условия для этого. Родителям необходимо давать правильный речевой образец, не искажая звукопроизношения, можно говорить ласково, с нежной интонацией, можно слегка упростить слова, но звуки произносить правильно и чисто.

Родители для ребенка образец, сам он не знает, как произносить правильно и будет копировать вас. Не сразу звуки у ребенка будут получаться правильно, будут замены, искажения – не нужно повторять вслед за ним так же искаженно. Ребенок еще не слышит себя, этому он научится года в четыре. В этом возрасте его нужно поправлять, произнося слова как и он: «Разве это маСынка?». Он сможет услышать ошибку и будет пытаться ее исправить.

Как развивать речевой аппарат малыша?

Часто из-за того, что язык не может подниматься наверх, у ребенка не получаются такие звуки: Ш, Ж, Щ, Л, Р. Нужно помочь языку обрести подвижность. Хорошо бы проводить с ребенком артикуляционные игры: упражнения для губ, мимики, языка. Например, такие упражнения: цоканье лошадки, потянуться языком к носу и подбородку, сделать языком «трубочку», «чашечку», «блинчик», «иголочку», для подвижности – облизать губы, подвигать языком влево-вправо («маятник»), вверх-вниз («качелька»). Надуть щеки, скорчить гримасу – надуть губы, вытянуть губы вперед, улыбнуться и т.д. Только не надо ожидать появление именно этих звуков в два-три года, они появятся чуть позже, годам к четырем.

Хорошо бы взять за правило вместе с малышом читать и рассматривать книжки, читать ему потешки, а чуть позже, когда начнет говорить первые слова и строить фразу – коротенькие сказки и стихи об игрушках, такие например, как у Агнии Барто: «Наша Таня», «Мишка» и т.д. Так постепенно у малыша появится свой арсенал средств. По иллюстрациям в книжке можно задавать вопросы и для понимания: «Покажи… А где…?» и для активизации речи: «Это кто? Что делает киса?» Привычка слушать сказки перед сном – перерастет в желание читать. Только видя, чем занимаются взрослые, ребенок захочет заниматься этим же.

Одновременно с речью необходимо развивать и мелкую моторику пальцев рук. Здесь хороши пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Пальчик-мальчик» и др. Сначала мама сгибает и складывает пальчики малыша, а потом он сам успешно осваивает движения. Обязательно пальчиковые игры сопровождать речью: либо потешкой, либо стишком.

Например:
«Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!»

Хорошо бы запомнить одно правило: ребенок научится и будет делать самостоятельно только то, что определенное время делал вместе со взрослым и это обоим приносило радость. Это касается речевого общения, игр, гигиенических процедур. Все в порядке? Нет? У вас есть еще в запасе время, чтобы небольшая проблема не переросла в серьезное препятствие в период обучения в школе.

Н. М. Данилова, логопед высшей категории, клиники «Здоровая семья», «Танар»
Источник: mamabum.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*